Ставрополь которого уже нет.......

Новости, факты, мнения.

Привет из 1942 года

Сообщение Борода-Вл » Вс дек 04, 2016 00:14

Несколько снимков из немецкой военной хроники
Вложения
1942-1.jpg
1942-2.jpg
Оптимист верит, что мы живём в лучшем из миров. Пессимист боится, что так оно и есть. (М. Жванецкий).
Фото старого Ставрополя на https://sites.google.com/site/stavropolfotoistoria/
Аватара пользователя
Борода-Вл
Завсегдатай
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Ср апр 04, 2012 13:31

Сообщение Дмитрий____ » Вс дек 11, 2016 13:12

Появился немного другой ракурс фото с колокольни.
ккк0005.jpg


Что самое главное дает возможность представить как выглядела Варваринская церковь....

ккк0004.jpg
Умные в споре выясняют истину, а дураки кто умнее...
Аватара пользователя
Дмитрий____
Вождь нации
 
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: Вт июл 27, 2010 18:35

Сообщение daniz » Вс дек 11, 2016 23:24

Уважаемые знатоки Ставрополя! Помогите, пожалуйста, с определением точного местоположения домов, которыми владела моя прабабушка Кудрявцева (урожд. Асеева) Мария Акимовна. Она была женой священника Кудрявцева Павла Петровича, который несколько лет был настоятелем Варваринской церкви. По всей видимости, году в 1890-м они с пятью своими детьми переехали из ст. Барсуковской в Ставрополь, где купили усадьбу напротив Варваринской церкви. В 1892 году, во время эпидемии холеры, о. Павел, навещавший больных, заразился сам и заразил старшего сына. Умерли они в один день.

В интернете я нашел статью "Долог день - короток век" (http://www.stapravda.ru/projects/histor ... n/70.shtml), где кое-что прояснилось о судьбе домов: "Всего на этой усадьбе было два одноэтажных кирпичных дома, принадлежавших ранее бывшему настоятелю Варваринской церкви Павлу Кудрявцеву. После его смерти хозяйками этих домов стали вдова и дочь Кудрявцевы. Больший из них они продали, а в меньший пустили как раз Петровых. Сами уехали в Ленинград... А кто же после Кудрявцевых стал владельцем большого дома? Из воспоминаний того же Г. Петрова узнал: Николай Федорович Трофимов... Бывший дом Трофимовых сохранялся вплоть до наших дней. Он был снесен лишь недавно в связи с расширением производственных мощностей пивоваренного завода, расположенного здесь же, на улице Спартака...".

У меня сохранилось письмо 1921-го года от Марии Акимовны, на котором написан обратный адрес: "Ставрополь губ., Варваринская 39".
Письмо 1921 от Марии Акимовны_.jpg

Не могли бы вы отметить на карте 1911 года местоположение усадьбы Кудрявцевых:
Карта Ставрополя 1911 [фрагмент].jpg
Карта Ставрополя 1911 [фрагмент].jpg (122.65 КБ) Просмотров: 1142
daniz
Новичок
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Вс дек 11, 2016 21:53

Сообщение Дмитрий____ » Пн дек 12, 2016 11:48

Красным квадратиком показано примерное расположение. Кстати интересно, что на конверте написано просто Варваринская. Хотя была и Варваринская улица и адреса на Варваринской площади.
Современная улица Спартака про которую статья как раз адреса имела Варваринская площадь.
Вы посмотрите на Яндекс картах есть Яндекс панорамы, где именно фотографии улиц.
Этот дом был судя по всему на месте номер 13. Потому что слдущий дом про который рассказывается в статье на месте это дом 11.
Вложения
Карта Ставрополя 1911 %5Bфрагмент%5D (1).jpg
Карта Ставрополя 1911 %5Bфрагмент%5D (1).jpg (41.4 КБ) Просмотров: 1127
Умные в споре выясняют истину, а дураки кто умнее...
Аватара пользователя
Дмитрий____
Вождь нации
 
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: Вт июл 27, 2010 18:35

Сообщение kirillih » Пн дек 12, 2016 19:42

Вот фото дома последнего настоятеля Варваринской церкви И.Петрова на современной улице Спартака. Дом Трофимовых был соседним - снесен. Фото летом несколько лет назад, зимой - свежее. Оба фото Светланы Рокотян
Вложения
image (1).jpg
image (1).jpg (75.72 КБ) Просмотров: 1071
image.jpg
image.jpg (54.7 КБ) Просмотров: 1071
kirillih
Вождь нации
 
Сообщения: 785
Зарегистрирован: Пт ноя 12, 2010 08:46

Сообщение daniz » Вт дек 13, 2016 21:28

Спасибо, что откликнулись!

Я прошу прощения, но мне кажется, что обе версии - и Дмитрия, и kirillih'а - не могут быть верными.

Версия kirillih'а. В упоминаемой мной статье "Долог день - короток век" есть такие слова о доме 11 по улице Спартака: "Помочь мне взялась ведущий археограф Государственного архива Ставропольского края Елена Борисовна Громова. Согласно предоставленному ею списку домовладений, по северной стороне Варваринской площади (особняк, о котором речь, именно на этой стороне) в 1911-1913 годах здесь было всего шесть подворий. И хотя номер домовладения того времени не совпадает с нынешним, что вполне объяснимо, есть все основания считать, что особняк принадлежал судебному следователю 2-го участка Ставропольского окружного суда, статскому советнику, выходцу из дворян Тамбовской губернии Неклюдову Михаилу Владимировичу".

Версия Дмитрия. Как я понимаю, это место относилось к территории Крестовоздвиженской церкви и именно здесь находился фруктовый сад и пруд. И на плане 1900/11 гг. и на фото, показанным вверху, отчетливо видно, что около пруда нет никаких домов и построек.
Варваринская церковь_2-2.jpg


Кроме этого, адрес, указанный на конверте, - "Варваринская 39" - все-таки, по-моему, относится к улице (очень большой номер дома для площади. Да, и разве были адреса по "Варваринской пл."?).

По воспоминаниям моей бабушки, у них был "большой фруктовый сад" и у них на участке "впервые в Ставрополе нашли месторождение газа" (видимо, небольшая неточность - как известно, газ нашли рядом - на участке пивзавода Груби). Думаю, исходя из всего этого, можно предположить, что усадьба Кудрявцевых должна располагаться очень близко к пивзаводу и к улице Варваринской...
Варваринская площадь [сравнение].jpg
Варваринская площадь [сравнение].jpg (237.01 КБ) Просмотров: 984


Может кто-нибудь может мне подсказать координаты ведущего археографа Государственного архива Ставропольского края Елены Борисовны Громовой?
daniz
Новичок
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Вс дек 11, 2016 21:53

Сообщение kirillih » Ср дек 14, 2016 09:51

Варваринское кладбище в плане приближалось к кругу, вписанному в прямоугольник. Вот все, что было между кладбищем и жилыми домами и называлось Варваринской площадью. Сын настоятеля церкви Глеб Петров пишет, что они жили на квартире у младшей из сестер Кудрявцевых (искать цитату неохота, поверьте так). В книжке Г.Петрова "Как это было... Буденновск,2003 написано так: "....папа тогда служил в Варваринской церкви, а жили мы недалеко от ее ограды на Варваринской площади в доме под № 39 (сейчас ул.Спартака, №17, кажется...." С номером дома он ошибся. Но жив В.Н.Трофимов (мой тренер в юности), живший в соседнем (выше) доме №13 и знавший о Петровых. С ним я говорил об этом в прошлом году. Вот где то так.
kirillih
Вождь нации
 
Сообщения: 785
Зарегистрирован: Пт ноя 12, 2010 08:46

Сообщение Дмитрий____ » Пт дек 16, 2016 21:25

daniz писал(а):Спасибо, что откликнулись!

Я прошу прощения, но мне кажется, что обе версии - и Дмитрия, и kirillih'а - не могут быть верными.

Версия Дмитрия. Как я понимаю, это место относилось к территории Крестовоздвиженской церкви и именно здесь находился фруктовый сад и пруд. И на плане 1900/11 гг. и на фото, показанным вверху, отчетливо видно, что около пруда нет никаких домов и построек.
Вложение Варваринская церковь_2-2.jpg больше недоступно


Кроме этого, адрес, указанный на конверте, - "Варваринская 39" - все-таки, по-моему, относится к улице (очень большой номер дома для площади. Да, и разве были адреса по "Варваринской пл."?).

По воспоминаниям моей бабушки, у них был "большой фруктовый сад" и у них на участке "впервые в Ставрополе нашли месторождение газа" (видимо, небольшая неточность - как известно, газ нашли рядом - на участке пивзавода Груби). Думаю, исходя из всего этого, можно предположить, что усадьба Кудрявцевых должна располагаться очень близко к пивзаводу и к улице Варваринской...
Вложение Варваринская площадь [сравнение].jpg больше недоступно


Может кто-нибудь может мне подсказать координаты ведущего археографа Государственного архива Ставропольского края Елены Борисовны Громовой?


Спасибо Кириллычу за подхваченное знамя ответов. Был в отъезде.
Я конечно прошу прощения, но квадратик я в спешке не с той стороны пруда нарисовал....
Отвечу на часть (но существенную) Ваших сомнений
Вот номера по СЕВЕРНОЙ стороне Варваринской ПЛОЩАДИ за 1911 год.Кстати Варваринская УЛИЦА заканчивалась площадью, и больше 20 номеров домов не не было, в отличии от площади. Завод Груби расположен одной стороной по Варваринской УЛИЦЕ а другой стороной по Северной стороне ВАРВАРИНСКОЙ ПЛОЩАДИ. Следущий дом ПО СЕВЕРНОЙ СТОРОНЕ Варваринской площади как раз в 11 году и принадлежит Кудрявцевой Марии Акимовне. что и дает тот дом на которое и я и Кириллыч указывали.
Варваринск.jpg
Варваринск.jpg (42.08 КБ) Просмотров: 843

И по поводу подсказать координаты.... Вас не смущает что статья написана в 2007 году, и за это время очень многое могло измениться?
Умные в споре выясняют истину, а дураки кто умнее...
Аватара пользователя
Дмитрий____
Вождь нации
 
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: Вт июл 27, 2010 18:35

Сообщение daniz » Сб дек 17, 2016 02:20

Дмитрий и Кириллыч! Еще раз благодарю за то, что уделяете мне время!!! За отсылку к книге Глеба Петрова - отдельное громаднейшее спасибо - нашел интереснейшею информацию про Кудрявцевых.

Но я, видимо, туплю под конец недели и, хоть убейте, не понимаю, как дома (участки) 40 и 39 могут находиться так далеко от завода Груби - да еще и справа от пруда (который, насколько я знаю, находился в саду архиерейского подворья).

Кроме этого, в книге Петрова есть некоторые подробности по расположению дома 39, которые, по-моему, никак не вяжутся с расположением дома 11:
"Он находится напротив здания редакции газеты «Ставропольская правда»" - т.е. напротив дома №8 по улице Спартака.
"С северной стороны двор граничил с рощей пивзавода Груби, отделенной от нас высокой стеной каменной кладки".

Если совместить карты 1911 и 2016 гг., то мы увидим, что 11-й ("39-й") располагается достаточно далеко от 8-го и не может быть "напротив" него. При этом, на очень коротком отрезке улицы должно было располагаться аж 5 домов (участков) с 40-го по 36-й, а сам 40-й ("13-й") дом и вовсе "утонул" в пруду:
1.jpg
1.jpg (97.78 КБ) Просмотров: 822


Мне кажется, что наиболее реальное расположение 40-го и 39-го домов следующее:
2.jpg
2.jpg (97.49 КБ) Просмотров: 822


И тогда получается, что расположение дома 39 подпадает под описание, данное Глебом Петровым: напротив "Ставропольской правды" и северная сторона граничит с "рощей".

Или я все же не прав и, действительно, сильно туплю?

P.S. Дмитрий, а что обозначают цифры на скане с владельцами домов?
P.P.S.
Дмитрий____ писал(а):И по поводу подсказать координаты.... Вас не смущает что статья написана в 2007 году, и за это время очень многое могло измениться?

А вдруг повезет!
daniz
Новичок
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Вс дек 11, 2016 21:53

Сообщение Дмитрий____ » Сб дек 17, 2016 09:46

daniz писал(а):Но я, видимо, туплю под конец недели и, хоть убейте, не понимаю, как дома (участки) 40 и 39 могут находиться так далеко от завода Груби - да еще и справа от пруда (который, насколько я знаю, находился в саду архиерейского подворья).

Все очень просто. Мы с Кириллычем выросли в этом районе- он пораньше, я попозже. И мы мимо этих дворов и внутри их были неоднократно. А Вы смотрите с расстояния :)
Именно поэтому в тексте "напротив редакции" Вы понимаете буквально.
Вы почему решили что место завода Груби заканчивается зданиями? А сад?
А циферки означают стоимость домовладения в рублях с которой брался налог.
Умные в споре выясняют истину, а дураки кто умнее...
Аватара пользователя
Дмитрий____
Вождь нации
 
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: Вт июл 27, 2010 18:35

Сообщение daniz » Сб дек 17, 2016 14:40

Дмитрий! ОК! С местоположением домов "напротив" друг друга - понятно (хотя между ними ок. 100 м!).

А пруд все же кому принадлежал - Груби или подворью? Если принадлежал Груби, тогда получается, что на отрезке ок. 66 м располагалось 5 домов (участков): 40, 39, 38, 37, 36. Как-то так:
3.jpg
3.jpg (84.89 КБ) Просмотров: 776


Верно?
daniz
Новичок
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Вс дек 11, 2016 21:53

Сообщение Дмитрий____ » Сб дек 17, 2016 15:08

А почему Вы 34 номер засунули вглубь?
По мне логичнее где-то так:
3.jpg
3.jpg (54.19 КБ) Просмотров: 770


Или еще как вариант :wink: :
Варвар.jpg
Варвар.jpg (74.56 КБ) Просмотров: 766
Умные в споре выясняют истину, а дураки кто умнее...
Аватара пользователя
Дмитрий____
Вождь нации
 
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: Вт июл 27, 2010 18:35

Сообщение daniz » Сб дек 17, 2016 16:38

:shock: :shock: :shock:
Так ведь 34-й - это же архиерейский сад. И на плане 1911 года на этом месте - сад.

Как Вы нарисовали - так не может быть. Не могут дома строится вглубь квартала и не иметь выход на улицу! Кстати, на представленном недавно фото (см.ниже) в этом месте нет домов. Справа от пруда (если смотреть от Варваринской цекрви) там виднеется только один дом - видимо современный 11-й.
4.jpg
4.jpg (106.64 КБ) Просмотров: 758
daniz
Новичок
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Вс дек 11, 2016 21:53

Сообщение Дмитрий____ » Сб дек 17, 2016 17:31

daniz писал(а)::shock: :shock: :shock:
Так ведь 34-й - это же архиерейский сад. И на плане 1911 года на этом месте - сад.

Как Вы нарисовали - так не может быть. Не могут дома строится вглубь квартала и не иметь выход на улицу! Кстати, на представленном недавно фото (см.ниже) в этом месте нет домов. Справа от пруда (если смотреть от Варваринской цекрви) там виднеется только один дом - видимо современный 11-й.
4.jpg

Сразу скажу -я видел гораздо больше фото этого района, и даже обладая этой информацией, я не стану утверждать что те неясные пятна которые Вы идентифицировали как дом и пруд таковыми являются....
34 архирейский сад перед Крестовоздвиженской (виноват ошибся сразу в названии) церквью, затем 35 - СТРОЕНИЯ архирейского подворья, а может быть и один дом.
Не понял фразу о глубине квартала.... Мои красные Квадратики это не дома а предположительные УСАДЕБНЫЕ МЕСТА.
Да и они чуть больше нарисованы чтобы номер написать...
Дом может находиться и в ГЛУБИНЕ не обязательно он должен стоять по красной линии, а номер присваивается участку земли, и с одним номером может быть ДВА и более дома.
То что дом виднеется только один, не показатель того что это 11... Например рядом с домом Неклюдова стоимостью 3000 рублей дом Мокиной стоимостью 2700. Т. е дома примерно одинаковые. У Вас есть информация как выглядел, где находился дом Мокиной? Мне не встречалось....
И третье. У меня к сожалению не всегда есть время, но дома по Дзержинского большей частью есть и сейчас. Проще по ним соориентироваться.
Умные в споре выясняют истину, а дураки кто умнее...
Аватара пользователя
Дмитрий____
Вождь нации
 
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: Вт июл 27, 2010 18:35

Сообщение Дмитрий____ » Сб дек 17, 2016 23:15

И еще один момент. Вы пытаетесь привязаться к местности не учитывая что с годами все очень менялось....
Не зная какого года фото не стоит искать некоторые дома :( .
Вот для разнообразия еще пара документов один 1896 другой 1907 . Даже изменение номеров домов значительное.
Года в названии файлов.
1907.jpg
1907.jpg (51.86 КБ) Просмотров: 713


1896.jpg
1896.jpg (33.84 КБ) Просмотров: 713
Умные в споре выясняют истину, а дураки кто умнее...
Аватара пользователя
Дмитрий____
Вождь нации
 
Сообщения: 2896
Зарегистрирован: Вт июл 27, 2010 18:35

Пред.След.

Вернуться в О городе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5