О казаках....

Обсуждение исторических тем.

О казаках....

Сообщение Сторожовец » Вт сен 14, 2010 20:22

Уважаемые модераторы. Предедущая моя тема, открытая по поводу освещения происхождения и истории казачьего народа, была снесена, что дало право, некоторым участникам, высказываться в мой адрес в подобном духе:

R2D2 писал(а):Надеюсь, что это послужит уроком, и при написании учебника про казачество, там в списке достоверных источников не будет "Донских рассказов".. 8)


и тому подобных. Тема о казаках и казачестве, была поднята совсем в другой ветке, где обсуждался учебник истории. На мои НЕОДНОКРАТНЫЕ предложения к учасникам дискуссии, перестать заниматься флудом и открыть новую тему с соответсвующим названием, было полнейшее игнорирование.
Человек я взрослый (разменял 4 десяток) привыкший отвечать за свои слова и поступки, мне не приятно, что в мой адрес звучат насмешки и издевки от людей, которые по младше меня и уж точно, гораздо меньше знающие в истории, особенно в казачьей. В связи с этим я вынужден открыть тему заново. Дабы не допустить в этой теме ругани, которая может способствовать ее заккрытию и удалению в очередной раз, мною будут выкладываться ТОЛЬКО документы, цитаты и ссылки на источники, вступать в дискуссии и делать комментарии в данной теме я отказываюсь.
Надеюсь я выполнил все требования правил данного форума и у меня есть вера в то, что открытая мною тема, проживет долгую жизнь.
Спасибо.

И так, с Божьей помощью начнем.....

Изображение
Титульный лист, учебника Всеобщей географии Российской империи, год издания 1807.


Изображение
Страница, где начинается глава "Об обитателях государства их языке, вере и упражнениях"


Изображение
Страница, где начинается перечисление народов, проживающих на территории Империи.
В первой части, перечисленны народы словенские (славянские). Под первым номером - россияне, под вторым номером - казаки.


Изображение
Следующая страница, где под третьим номером идут поляки. На этом перечисление славянских народов, проживающих на территории Российской империи заканчивается.

Можно конечно спросить, а где украинцы (малоросы), белорусы, они что, не славянские народы, по мнению автора учебника....?
Все просто, ответ здесь:

До революции 1917 года под русскими понималась совокупность трёх этнографических групп: великороссов, малороссов (сюда же включали и закарпатских русинов) и белорусов, то есть всех восточных славян. Она составляла 86 миллионов (1897) или 72,5 % населения Российской империи. Это была господствующая точка зрения, нашедшая отражение в энциклопедических изданиях (см. раздел «Исторические источники»). Однако уже в это время ряд исследователей считали различия между группами достаточными, чтобы признать их особыми народами. В связи с последующим углублением этих различий и национальным самоопределением малороссов (украинцев) и белорусов, этноним «русские» перестал на них распространяться и сохранился лишь для великороссов, заместив собой прежний этноним.В настоящие время говоря о дореволюционной России, под русскими понимают только великороссов — в частности, утверждая, что русские составляли 43 % её населения (порядка 56 млн).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Русские


Автор учебника Зябловский Евдоким Филиппович (31.07.1764–30.03.1846), статистик, географ, историк. Учился в Севской (Орловской губ.), духовной семинарии и С.-Петербургской учительской гимназии. С 1788 был учителем Колыванского народного училища, описал колыванское наместничество; с 1797 – профессор сначала истории и географии, а затем и статистики С.-Петербургской учительской гимназии (переименована в 1803 в педагогический институт), а в 1816–33 профессор тех же предметов в С.-Петербургском университете (с 1818 – заслуженный профессор, в 1846 – почетный член университета). Сочинения: «Статистика европейских государств в нынешнем их состоянии» (3?е изд., СПб., 1830–40); «Статистическое описание Российской империи с обозрением Европы в статистическом виде» (2?е изд., СПб., 1808–15, первая систематическая работа в России по данному предмету), «Российская статистика» (3?е изд., СПб., 1831–37); «Краткое землеопределение Российской империи» (2?е изд., СПб., 1807–18); «Землеописание Российской империи для всех состояний» (СПб., 1810); «Курс всеобщей географии» (СПб., 1818–19); «Всеобщая география» (3?е изд., СПб., 1831–37); «География Российской империи» (2?е изд., СПб., 1831–37), «Начальные основы лесоводства» (СПб., 1804); «Курс всеобщей истории» (1811–12); «Историческая повесть об учительской гимназии и педагогическом институте» (1838) и «Всеобщее землеописание» Фабри (перевод с немецкого, СПб., 1807).

Вся Российская империя училась по этому учебнику. Как видите, тот факт, что казаки стояли отдельным народом ни у кого смеха, удивления или еще каких эмоций, не вызывал. ЭТО просто знали!

Продолжение следует.....
ГЛУПЕЦ СОЗДАЕТ ПРАВИЛА, НЕ ЗНАЯ, ЧТО МУДРЕЦ ИХ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБОЙТИ...
Луций Анней Сенека
Сторожовец
Вождь нации
 
Сообщения: 599
Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2008 22:34

Сообщение IraJu » Вт сен 14, 2010 20:31

Ira initium insaniae est
Аватара пользователя
IraJu
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 6739
Зарегистрирован: Вт июн 23, 2009 14:29
Откуда: Ставрополь

Сообщение LUCKY88 » Вт сен 14, 2010 20:43

А мне подход к теме нравится. Буду знакомиться с материалами с большим удовольствием. Жду продолжения, Сторожовец. СПАСИБО!
"Собрать стадо из баранов легко. Попробуй, собери его из кошек"
Аватара пользователя
LUCKY88
Вождь нации
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Чт авг 12, 2010 11:00
Откуда: Пятигорск

О казаках....

Сообщение ardis » Вт сен 14, 2010 20:46

Сторожовец, казаки это тема. Но она неоднократно обсуждалась. Ты меньше смотри назад ты вперед смотри.

Об утверждении устава Восточного окружного казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»
Дата окончания приема экспертных заключений: 14.09.2010

http://www.minregion.ru/documents/draft ... s/487.html



Об утверждении устава Западного окружного казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»
Дата окончания приема экспертных заключений: 14.09.2010

http://www.minregion.ru/documents/draft ... s/488.html
Жилищная инспекция.
сайт http://ugzhi.stavkray.ru/contact.php
Телефон доверия: (8652) 95-54-75
Телефон горячей линии: (8652) 94-17-06
ardis
Вождь нации
 
Сообщения: 1333
Зарегистрирован: Пн апр 19, 2010 08:43

Сообщение Сторожовец » Вт сен 14, 2010 20:49

О схожести и различии типов великорусов (русских) и казаков:

"..превзошли они (казаки) и разведчиков противника. Хорошее знание турецкого и татарского языков (исторические источники подтверждают, что вплоть до середины ХIХ в. в донских станицах татарский язык был "домашним", т.е. внутри-семейным языком донских казаков, чему способствовало многовековое проживание по соседству с тюрко-язычными народами Великой степи), а также этнический тип казаков, отличавшийся от великорусского, позволял им время от времени засылать в турецкий лагерь достаточное число разведчиков, которые, не вызывая подозрений, беспрепятственно передвигались по вражескому стану и доносили в крепость сведения обо всем, что происходило в расположении армии Гусейн-Дели. "
Фрагмент про " Азовское сидение" из книги "Загадки и легенды русской истории" С.Казаков. Ростов-на-Дону 2005г.


Один из мифов казаьей истории гласит: Казаки - русские люди, бежавшие на Дон, организовывавшие там разбойничьи шайки, которые в последствии организрвались в войско.
Смотрим источники.

Труд А.П. Щапова, изданного в Санкт-Петербурге в 1906г.,
Цитируется донесение царю от 1646г.:
"... вольные люди, которые посланы, были на Дон, и на дорогу получили казенное денежное жалование, начали убегать с Дону, а вольные люди прибору ключника Василия Угрюмова побежали мало не все и на тех беглецов смотря, бегут и иные вольные люди разных городов беспрестанно... да с Дону же бежали шацкие и тамбовские новоприборные люди с сотниками и с товарищами, а, сговорившись между собою, подняв знамена, с Дону от войска пошли"
(Дополнения к Актам историческим. Том IV. № 90).

Из книги В.Г.Дружинина «Попытки Московского правительства увеличить число казаков на Дону в средине XVII века»
В январе 1646 года пришла на Дон грамота, разрешающая идти на Дон и там селиться... Весной отправили первую партию вольных людей 3205 человек (дается список — из каких русских городов люди)... И сразу же началось обратное бегство их на Русь. В 1647 году прислали других 2367 вольных, но те убежали еще быстрее.
Как видим поток беженцев был совсем в обратную сторону.

Казаки, всегда считали себя русскими людьми, а цитата из Щолохова - "казаки от казаков ведутся", не более чем художественный вымысел автора.


Выписка из Приговорной книги Черкасской станицы за 1778 год.

"1778 года 6 дня на ономъ сборе наказанъ былъ станицы нашей отставной казакъ Данила Качергинъ за пopyгaнie зятя своего Федора Кастрикина и за названiе его русскимъ человекомъ."



Продолжение следует...
ГЛУПЕЦ СОЗДАЕТ ПРАВИЛА, НЕ ЗНАЯ, ЧТО МУДРЕЦ ИХ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБОЙТИ...
Луций Анней Сенека
Сторожовец
Вождь нации
 
Сообщения: 599
Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2008 22:34

Сообщение ardis » Вт сен 14, 2010 20:56

LUCKY88 писал(а):А мне подход к теме нравится. Буду знакомиться с материалами с большим удовольствием. Жду продолжения, Сторожовец. СПАСИБО!

Писали уже сколько. Народу сейчас интересней почему цены выросли на яйцо, куры не несутся? Линяют что ли? Почему яйца более 30 рублей стоят самые дешёвые. Какая цена на картошку будет. Почему подорожала гречка. И что говорит по этому поводу статистика. http://www.stavstat.ru/region_v_cifrah/ ... 8-2010.htm
Жилищная инспекция.
сайт http://ugzhi.stavkray.ru/contact.php
Телефон доверия: (8652) 95-54-75
Телефон горячей линии: (8652) 94-17-06
ardis
Вождь нации
 
Сообщения: 1333
Зарегистрирован: Пн апр 19, 2010 08:43

Сообщение R2D2 » Вт сен 14, 2010 20:57

Сторожовец
Я польщена...мои слова - практически эпиграф к новой теме... :) ну, если я вас сподвигла к упорядочению знаний, то это только хорошо,правда, диалога не предусмотрено, что есть странно..ну да ладно.
По второй же ссылке IraJu получается, что тема бойан...причем всего-то трехмесячной давности. И вы, кажется, там отмечались.. :wink:
Мужчина-существо высшего порядка,созданный,чтобы приносить радость женщине:)
Аватара пользователя
R2D2
Вождь нации
 
Сообщения: 13736
Зарегистрирован: Вт апр 29, 2008 21:33
Откуда: Из одной далекой-далекой галактики..

Сообщение R2D2 » Вт сен 14, 2010 21:05

Вообще, я что-то поразмыслила...а вы не против, если я великорусской буду себя величать? А что..мне нравицца...:roll:
Просто я у бабушки спросила, она предположила только, что это у нас на форуме могут быть какие-то казаки из беглых..и не советовала к ним примыкать, так что определюсь в великороссы :oops:
Последний раз редактировалось R2D2 Вт сен 14, 2010 21:08, всего редактировалось 1 раз.
Мужчина-существо высшего порядка,созданный,чтобы приносить радость женщине:)
Аватара пользователя
R2D2
Вождь нации
 
Сообщения: 13736
Зарегистрирован: Вт апр 29, 2008 21:33
Откуда: Из одной далекой-далекой галактики..

Сообщение Сторожовец » Вт сен 14, 2010 21:06

IraJu писал(а):О казаках и казачестве на форуме писалось
viewtopic.php?p=153373#p153373
viewtopic.php?p=203388#p203388
viewtopic.php?p=102414#p102414
viewtopic.php?p=104120#p104120


Спасибо за отклик.
Вот по второй ссылке, ту саму тему я и не нашел... увы... грешен (зазря подумал на модераторов, что снесли тему)... прошу извинения.
Первая ссылка посвящена стихам о казаках, третья и четвертая посвящена казаЧЕСТВУ (что не равно казакам) и последняя службе казаков в вермахте. 1,3,4,5 сылки, довльно специфические темы. Не хотелось бы их забивать.
С позволения администрации, предлагаю, в тему "казачество этнос или сословие?" перенести обсуждение выложенных здесь документов. Здесь если позволите, будут храниться и выкладываться только ДОКУМЕНТЫ, цитаты из документов, научных работ, архивов и ссылки на источники.
Еще раз спасибо.
ГЛУПЕЦ СОЗДАЕТ ПРАВИЛА, НЕ ЗНАЯ, ЧТО МУДРЕЦ ИХ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБОЙТИ...
Луций Анней Сенека
Сторожовец
Вождь нации
 
Сообщения: 599
Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2008 22:34

Сообщение Сторожовец » Вт сен 14, 2010 21:25

"Оные гребенские казаки в поселении домов своих не весьма против великорасийскаго построения сходственно чтоб быть могло; понеже более не строют как черную избу с приделаванием сеней, которые наиболее в чистоте имеют, нежели как в ызбах; украшают те сени старинными образами, а более литыми медными; чуланов не имеют и делают широкие лавки, которые по азиатскому (манеру) обыкновению в подобие податей, токмо весьма ниские, в довольных постелях и подушках, на которых убранные наволоки из разных шелковых материалов и лоскутков шахматно с пестротою шьют и надевают, и на тех лавках сундуки и коробьи становят. Збруя их казачья, пищали с подсошками, сабли, шашки, дротики барашен 5, седлы, которые обыкновенно содержут черкеские, в тех сенях по стенам развешивают. Вокруг же оных изб и сеней городьбы ни дворов не имеетца, и живут так просто без дворов, и весьма строению их приезжему человеку удивлятца подлежит, нескоро найдет свою квартеру, понеже весьма нерегулярно строено, как значится на [183] приложенных при сем планах. Скот содержут, как лошадей, так и рогатую скотину, за горотком в клевах, коих званию базы. Хотя божий церкви в каждом горотке и имеютца, но токмо не весьма понуждают казаки попов, дабы каждый день в церковь в колокол позывал. Егда случитца воскресной день, празник или высочайшее торжество, то накануне священник скажет атаману, атаман прикажет есаулу, чтоб ходя по тем тесным переулкам громогласно кричал, чтоб в завтрашней день в поле или в другие места для работы не ездили. В платье обряды их не сходны с воликорассейскими, на черкеской манер в чекменях ходят. Женщины нижнего платья не носят (рубах), кроме как один стеганой бурметной 6 сарафан з большими петлями (по старине) с короткими рукавами по локоть к которому пришиты выбойчатые 7 рукава в подобие как у русских мужиков обыкновенно бывает, и кушаком шелковым подпоясаваютца, ибо в каждой избе жинщины шолк делают, и по большей части басиком ходят; мущины на татарское обыкновение платье носят, как значит приложенные при сем рисунки. В ночное время как мущины, так и женщины безо всякого платья спят. Огородных оващей в зиму не готовят. Рыбу бьют сандовыо (острогою) с каюков (челноков) и сидят сежами (сетьми)".

ЦГАДА. Портфели Миллера, д. 757/30, лл. 2—3 об.— Копия
ГЛУПЕЦ СОЗДАЕТ ПРАВИЛА, НЕ ЗНАЯ, ЧТО МУДРЕЦ ИХ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБОЙТИ...
Луций Анней Сенека
Сторожовец
Вождь нации
 
Сообщения: 599
Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2008 22:34

Сообщение Сторожовец » Вт сен 14, 2010 21:33

Казаки говорят по русски не имеют своего казаьего языка, значит они русские.

Читаем...

Г о в о р ъ.

Жители низовьевъ Дона называютъ казаковъ верховыхъ станицъ "чигою". Названiе это произошло отъ народа "чиговъ", упоминаемаго римскими и греческими историками съ І по ХІІІ в. и жившаго по восточнымъ берегамъ Азовскаго моря, отъ устьевъ Дона до Таманскаго полуострова. (См. "Кто былъ Ермакъ и его сподвижники", стр. 12 - 19). Въ XІІІ и XIV вв. народъ этотъ въ числдругихъ казацкихъ общинъ, подъ напоромъ татаръ двинулся вверхъ по Дону и занялъ земли, входившiя въ составь Рязанской области, поселившись тамъ своими городками. Въ XVI в. казаки этой области, какъ я уже говорилъ въ I глав, двинулись вновь на югъ и заселили земли по р. р. Хопру, Бузулуку и Медвдиц.

Жители сосднихъ губернiй, какъ то: Курской, Орловской, Воронежской и Саратовской "чигою" вообще называютъ всехъ казаковъ, но названiе это больше относится до верховыхъ, и, я думаю, называющiе не ошибаются въ ихъ древнемъ происхожденiи отъ народовъ чиговъ. Кличка эта чрезвычайно древняя и дошла до нашихъ дней по преданiю. Бранного въ ней, как многiе думаютъ, ничего нтъ. Верховые казаки, въ отмстку, дразнятъ низовцевъ "тумою". Слово "тума" черкеское и означаетъ "приблудный", происшедшiй отъ смшенiя крови съ другимъ народомъ, собственно - метисъ. Кличка эта дана низовымъ казакамъ не безъ основанiя, такъ какъ у многихъ изъ нихъ течетъ немало крови черкесской, татарской, турецкой, греческой и даже калмыцкой.

Все донские казаки въ настоящее время говорятъ языкомъ русскимъ, но со многими особенностями, рзко бросающимися и ржущими слухъ впервые прiхавшему на Донъ человку.

Трехвковая служба Москв, постоянное сношенiе съ Великороссiей, полковыя ученья и, наконецъ, самое главное, повсемстно открытыя школы, настолько сгладили особенности говора казачества, что теперь мало - мальски развитой грамотный казакъ говорить уже чисто русскимъ языкомъ, но въ захолустныхъ станицахъ и хуторахъ, въ особености со старообрядческимъ населенiемъ, жители до того коверкаютъ этотъ языкъ, большею частью старики, бабы и дти - до школьнаго возраста, что новому человку едва приходится ихъ понимать. Мн, какъ бывшему долгое время народнымъ учителемъ, да и каждому изъ моихъ собратьевъ педагоговъ, это хорошо извстно.
Казаки верховыхъ округовъ говорятъ твердо, медленно и протяжно, но не плавно, какъ великороссы, съ большимъ "аканьемъ", южне - "яканьемъ", какъ - то: таб, сабили табя, сабяили тябя, сябя, чаво, яво, маво, тваво, сваво, вядро, мяня, ня знаю, лятучкя, штоля и проч. Вмсто "и" употребляют иногда "ы", напримръ вышня, вмсто вишня. Вмсто щ и сч почти всегда употребляютъ двойной звукъ ш, напримръ: братишша, дружишша, пешшинка (песчинка), штука, (щука), ишшо или ишто (еще). Въ депричастiяхъ вмсто в почти всегда употребляютъ м, какъ - то: намшись напимшись, помолимшись и т. д. Вмсто в часто произносятъ л, напримръ: ослобонить, тыкла (тыква): б вместо г: постебать (постегать): южнее вмсто ф всегда хв – хворма, хварсить, ахвицеръ, Хведоръ, Хвилиппъ, Хвома и т. д. ; предлогъ съ заменяется частицею сы, са, со: сы друзьями, сы знакомыми или са друзьями. . . Въ нкоторыхъ словахъ приставляютъ или вставляютъ звукъ о или а: алимонъ, агромадный, пошено или пашено (пшено), пашаница (пшеница), коромъ (кормъ). Въ станицахъ, лежащихъ южне, часто вставляютъ въ средину словъ звуки д, т, в и даже цлые слоги: ндравъ, куштай, досточка, жарковье и жарковля, штукатулка и проч. Въ станицахъ, расположенныхъ по среднему теченiю Дона, т. е. въ поселенiяхъ казаковъ - новгородцевъ, помимо приведенныхъ особенностей, но уже довольно смягченныхъ (таб- тиб, саб- сиб, мини проч.), слухъ порождаетъ совсмъ особенный говоръ, очень сходный съ говоромъ поморянъ нкоторыхъ месть Архангельской губернiи, населенныхъ, какъ известно, древними новгородцами (повольники и ушкуйники), искавшими независимости и свободы или непожелавшими подчиниться московскимъ князьямъ. Туда же переселилась часть новгородцевъ изъ Вятки, послразгрома послдней великимъ княземъ Иваномъ III въ 1489 г. (см. "На далекомъ свер" Немировича - Данченко). Говоръ этотъ выражается въ слдующемъ: скольки, стольки, тольки, толички или толичка, родилси, крестилси, плакалси, ради (рады), одначе, игурецъ, т. е. огурецъ, антуда, т. е. оттуда (Филипов. стан.), текоть, пекоть, няльзи (нельзя), отжарить (побить), надавать треуховъ (пощечинъ), батинка, маминка (2 - й Дон. окр.), манка (мать), ишь, исть (сть), чиво, иво и проч. Дале, въ 1 - мъ Донскомъ окр. и по Донцу въ большомъ употребленiи слова: ходя,дя, скача, читая, пиша, говоря, купуя, торгуя, летая вместо: ходить, едетъ, скачетъ, читаетъ, пишетъ, говоритъ, покупаетъ и проч. Кромтого: што (что) и штолича, штосинка(что - то), хто и хтосика (кто - то), нихай (пусть), нема (нтъ), оттулича (оттуда), откулича (откуда), или откеливича, бги (бжи), побегъ (побжалъ) и побгъ (по Донцу), текть, пекть, вмсто течетъ, печетъ. Отца и мать называютъ батя, мама, батюшка, мамушка и какъ ласкательныя: батинькя, маминькя, ддинькя (ддушка); также: Ванькя, Митькя, Грунькя, Петькя, Санькя и проч. Въ хуторахъ Семикаракорской станицы встрчается такое выраженiе: смушшилася мая сердца, т. е. смутилось мое сердце. Вмсто предлога "въ" всегда употребляется "у" - у дом, у стол, у лавк, у дрогахъ, у комнати т. д, хотя часто въ окончанiяхъ этихъ словъ вмсто "" слышится "и", какъ, напримръ у доми и проч. Въ станицахъ 1 - го Донского окр. въ говорчасто встрчаются слова малороссiйскiя; этихъ словъ еще больше встрчается въ говорнизовыхъ казаковъ и въ станицахъ, расположенныхъ выше по Донцу, въ Гундоровской и въ особенности Луганской. Въ говорнизовыхъ казаковъ звуки в и у часто замняютъ другъ друга, особенно въ началсловъ, какъ, напримръ: усе - все, узять, лоуко - ловко, въ мене - у меня, въ насъ -у насъ. Вмсто ы всегда употребляется и, какъ то: бики, корови, риба, вигодно, вiхалъ, виждалъ, вискочилъ, вилeтлъ, вишал(вышелъ), викосилъ, вирзалъ, ми (мы), ви и проч. Вмсто ы часто произносится о: накролъ, закролъ, помолъ (помылъ); звукъ е почти всегда замняется и, а окончанiе "eтъ", произносится какъ "ить", напримръ: бгаить или бгить, читаить, играить, гуляить, скачить и т. д. Также говорятъ: ходю, просю, крутю, чистю, оны (они), булъ (былъ), чугинъ (чугунъ), выпулилъ глаза, вмсто выпялилъ глаза, вечиръ вмсто вечеръ, смички, гарбузъ - арбузъ и проч.

Это все фонетическiя особенности говора казаковъ, т. е. своеобразное произношенiе русскихъ словъ; но, кромэтого, на Дону употребляется оченъ много такихъ словъ, которыхъ въ русскомъ языке и совсмъ нтъ. Эти слова татарскiя или черкесскiя, или же самобытныя древне казацкiя. Объ этомъ будемъ говорить ниже.

Въ грамматическомъ отношенiи говоръ казаковъ также много разнится от русскаго. У простыхъ казаковь, особенно верховыхъ, вссуществительныя длятся только на два рода, мужской и женскiй, средняго же рода нт. Ко всякому существительному средняго рода казаки прилагають мстоименie въ женскомъ род, напримръ: кому какая дла, кому какая счастья.

Также говорятъ: куриная яйцо, жаркая сонца (солнце), разбитая окно, теплая пальто, гнилая яблоко или яблока, часто яблокъ. Другiя произношенiя: я вижу мышу, вмсто мышь, ситца, вмсто ситецъ, комарь, вместо комаръ; Петро, дядько. Вмсто фамилiй всегда спрашиваютъ: чей ты, чей онъ или какъ онъ прозывается. Подобные вопросы являются следствiемъ того, что въ древности у казаковъ фамилiй не было, а были лишь прозвища, т. е. отецъ носилъ одно прозвище или кличку, сынъ другое, внукъ третье и т. д. Какъ въ древне - славянскомъ язык, такъ и въ малороссiйскомъ названiе дтей производилось отъ имени родителей, напримръ: Иваня - сынъ Ивана, Трофимя, Абрамя и т. д. ; дти животныхъ: овча, ягня, куря, гуся, голубя и проч. , причемъ на концэтихъ словъ въ славянскомъ языке ставился всегда малый юсъ, перешедшiй въ малороссiйскомъ народномъ говорвъ слогь ен: Иваненко, Трофименко, Абраменко и т. д.

Присутствiе малороссiйскаго, верне, запорожскаго элемента въ низовьяхъ Дона и по Донцу сказывается, кромговора, еще въ фамилiяхъ казаковъ, чисто малороссiйскихъ, какъ - то: Кацупеевъ или Кацупей, т. е. Кочубей (Акс. ст.), Гайдамаченковъ, Сидоренковъ (Елис. ст.), Запорожцевъ (Н. - Кундр. ст.), Абраменковъ (Екат. ст.) Иванченковъ, Бондаренков, Харченковъ, Федоренковъ, Коробченковъ, Макаренковъ, Крамаренковъ, Васильченковъ, Кравченковъ, Филенковъ, Братченковъ, Перекопенковъ, Тимощенковъ, Савченковъ, Ханженковъ, Панченковъ, Лехницкiй, Рыковскiй, Луковскiй, Крупницкiй, Ваисецкiй, Балашевичъ, Внцовичъ, Облакевичъ и друг.

Прозвища или уличныя клички и теперь довольно употребительны среди казаковъ. Если вы не знаете уличной клички казака, то вамъ трудно его отыскать въ хуторили станиц. Вамъ нужно отыскать Ивана Петрова, и всякiй встрчный ответитъ - "не знаю". Назовите его кличкой, и каждый укажетъ. Уличныя прозвища одного старика были (Констан. стан.): Юзикъ, Шшарбатикъ и Хавраль, но никто не зналъ его настоящей фамилiи, а она была Го4@евъ, или, по выговору казаковъ - Гордевъ. Я знаю прозвища многихъ станичниковъ: Ганичъ (сынъ ли онъ или мужъ Гани, т, е. Агафьи), Каштанъ, Сипетокъ, Чудачокъ, Кочетокъ, Габуней, Стрепухъ, Зуйка, Рачекъ, Моргунъ, Косорукiй, Чипланосъ, Бликъ, Сладунка, Сочила, Меретей, Лобанъ, Илюшонокъ, Бшеный, Рябышикъ, Ботожокъ, Нявичъ, Хрипунъ, Свистунъ, Лытка, Кондра, Агурей, Ироха и друг. , фамилiи же, т. е. какъ они пишутся, по выраженiю казаковъ, я не знаю, да и рдко кто знаеть, развтолько ихъ однополчане.

Въ первой половине прошлаго столтiя, какъ говоритъ объ этомъ В. Ф. Соловьевъ въ своей брошюро говорказаковъ, подъ словомъ "фамилiя" казаки, даже офицеры, разумли "супружницу", т. е. жену. По этому поводу онъ приводитъ со словъ стараго, уже умершаго, генерала В. А. Кутейникова слдующiй курьезный случай. Во время посщенiя Дона военнымъ министромъ гр. Чернышевымъ, къ нему назначенъ былъ на дежурство заслуженный боевой войсковой старшина, фамилiю котораго генералъ забылъ. Министръ, увидвъ его, спросилъ, какъ его фамилiя. Тотъ сконфузился и робко отвтилъ: "Марiя Ивановна". Тогда министръ, пристально взглянувъ на него, ушелъ, ничего ему не сказавъ, но тотчасъ же приказалъ прислать къ нему болетолковаго офицера.

Въ 1 - мъ и въ нкоторыхъ мстахъ 2 - го Донскихъ округовъ часто съ прозвищемъ какого - либо казака произносятъ и его имя, но въ уменьшительной или ласкательной форме, которая въ понятiи казаковъ въ этомъ случае является унижичительнымъ, такъ, напримръ: Сема Агуревичъ, Петруша Шабанъ, Кузя Кудлай, Филя или Филюшка Красный, Андрюша Лобачъ и другiе.

Въ общемъ говоръдонскихъ казаковъ можно раздлить на верховой и низовой, если изъ послдняго исключить говоръ, известный у филологовъ подъ именемъ "черкасскаго", о которомъ я буду говорить ниже.

Въ частности же каждая станица или извстный районъ иметъ свой особенный говоръ. Нердко приходится наблюдать, какъ казаки, попавшiе въ одну сотню или полкъ изъ разныхъ станицъ, подтруниваютъ другъ надъ другомъ, коверкая слова на манеръ говора другой станицы, напримръ: "ей дружишша, куда поб?гъ?" или: "ей станишники, идвд?ти или идутя?", "лянь, ляньте (гляньте) суды". - "Нехай тиб(или таб) будя грецъ!" - часто слышется сердитый отвтъ какого - нибудь бабскаго или богоявленскаго казака на такое замчанiе богаевскаго или мелеховскаго. Въ особенности смются казаки сосднихъ станицъ надъ "луганцами", говорящими, какъ я уже упоминалъ выше, съ малороссiйскимъ, т. е, верне - древне запорожскимъ акцентомъ.

"Становись, хлопци, рядами, къ кумовой хатпередами. . . . Маршъ, дэ атаманъ сидыть!" - кричатъ иностаничники, завидядущихъ луганцевъ. Или расказываютъ про нихъ такой анекдотъ:
"Казаки, на конь! - командуетъ офицеръ. Одна часть казаковъ толчется на месте.
- Кто вы такiе?
- Да мы, дядечка, луганци.
- Что - же вы не садитесь?
- Да у насъ коней нема, одни кобылки.
Любимыя кушанья и названiя предметовъ домашняго обихода низовыхъ казаковъ также, большею частью, малороссiйскiя, какъ то: саломата (вареное тсто, котороедятъ съ прснымъ молокомъ, сметаной, каймаком, и масломъ, а въ постное время съ нардекомъ и медомъ), вареники, кулешъ, затерка, или затераха (кипяченое молоко, затертое мукой), голушки, борщъ, катлами (по малороссiски - катланы), пампушки, блины, квасокь (вродселянки) и др. . . . хата, курень, базъ, атара, чабанъ, ярмо, занозы, притыки, люшпя, вое, войцо, плугъ, волы, чумакъ, возъ, кiек (часть воза, на что вшают ведра) и др. Помимо этихъ особенностей говора низовыхъ казаковъ, среди нихъ въ нкоторыхъ мстахъ, въ особенности въ станицахъ: Старочеркасской, Аксайской и отчасти Грушевской, Кривянской, Гниловсвой и другихъ, а также среди простонародья г. Новочеркасска, замчаются остатки какого - то особенного древняго говора, не похожаго ни на одинъ изъ перечисленныхъ нами выше, - это говоръ, извстный подъ названiемъ "черкасскаго".

Фонетическiя особенности этого говора заключаются въ слдующемъ: шипящiе звуки ж, ч, ш и щ въ немъ замняются свистящими з, ц, с и сц: Миса - Миша, Саса - Саша, Груса - Груша (Аграфена), Маса - Маша, Дуса - Душа (Авдотья), криса - крыша, узъ - ужъ, невозмозно зить - невозможно жить, ми поставили угодницку св цецки и помолились Бозыцку, игрусецка, весцъ - вещь, зилзо-железо и т. д. Но встрчаются случаи, и очень часто, обратнаго произношенiя, какъ, напримрь: шорокъ (сорокъ), шкажу -скажу, пятнича - пятница, крыша - крыса, отчего часто можно слышать такую фразу: "у насъ подъ крисай крыши завелись". Вмсто обрядчикъ говорять обрящикъ, рамчатый улей - рямчатный улей и т. д.

Говоръ этотъ съ другими особенностями, какъ - то: ми, ви, оны, помолъ - помыль, накролъ - накрылъ, сохраняется въ настоящее время преимущественно среди женщинъ, не получившихъ современнаго школьнаго образованiя, хотя среди нихъ встрчаются купчихи и чиновницы изъ черкасскихь старыхъ поколенiй. Изъ мужчинъ же этотъ говоръ удерживаютъ очень немногiе, въ особенности изъ неслужившихъ и торговыхъ казаковъ, свободныхъ отъ строевой службы. В. Ф. Соловьевъ въ своей книго говорДонскихъ казаковъ предполагаетъ что "черкасскiй" говоръ есть искусственный, явившiйся изъ подражанiя кому то вслдствiе жеманства, желанiя отличаться и нравиться; что это явленiе подтверждается будто бы и тмъ обстоятельствомъ, что говоръ этотъ явился среди горожанъ. Соловьевъ также предполагаетъ, что на образованiе черкасскаго говора имело влiянiе и сношенiе казаковъ съ греками, которые, какъ извстно, многихъ нашихъ шипящихъ звуковъ совсмъ не выговариваютъ, заменяя ихъ свистящими, а также не выговариваютъ и нашего твердаго ы, замняя его "и", и при разговоре какъ бы "сюсюкаютъ". Съ первымъ предположенiемъ г. Соловьева, какъ мы увидимъ ниже, согласиться нельзя, второй же его выводъ иметъ за собою большую вроятность. Соловьевъ полагаетъ, что сношенiе казаковъ съ греками относится къ позднйшимъ вкамъ, но на самомъ дле это не такъ, влiянiе греков на приазовскiе народы началось съ VI в. до Р. X.


Типы Донскихъ казаковъ и особенности ихъ говора

Е. П. Савельев
ГЛУПЕЦ СОЗДАЕТ ПРАВИЛА, НЕ ЗНАЯ, ЧТО МУДРЕЦ ИХ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБОЙТИ...
Луций Анней Сенека
Сторожовец
Вождь нации
 
Сообщения: 599
Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2008 22:34

хорошо ли жилось казакам при царе?

Сообщение Сторожовец » Ср сен 15, 2010 08:30

1905 год.
Доклад известного донского общественного деятеля А.А.Карасёва чрезвычайному областному дворянскому собранию:

""Казаки, в действительности настоящие крепостные русского государства. Отличие их положения от бывших крепостных только видимое, наружное, но несущественное.... казак ни на кого не работает три дня в неделю, его продать нельзя, но его никто не содержит во время бедствий, - он, оставаясь свободным, обязан голодать и оставаться без крова... он обязан до 38 - летнего возраста служить государству за то, что он казак, и служить на свой собственный счет.... А что дает ему государство за такую службу? Ровно ничего, кроме словестных похвал, знамён, украшений на головные уборы и проч. Некоторые скажут, что государство дает ему земли больше, чем крестьянину, но это неправда: НИКТО НЕ ДАВАЛ КАЗАКУ ЗЕМЛЮ, ОН САМ ЗАВОЕВАЛ И ОХРАНЯЛ вместе с русскими пределами ЭТУ СВОЮ ЗЕМЛЮ, которой теперь, кстати сказать, осталось уже так мало...
Соседняя, положим, Воронежская губерния, дает 25% своей численности военному делу, причем на снаряжение к службе не тратит ни копейки; Донская же область до сих пор, находясь под гнётом своей истории, закрепощена за государством в такой степени, что отдает ему всё своё существование как в гражданском, так и в экономическом отношениях.
... донские казачьи поля если уже не обратились, то скоро обратятся в пустыню.... и если бы не не жалкие станичные капиталы, собираемые с земель тех же казаков, из которых делается помощь на снаряжение их к службе, то материальный крах казачества наступил бы уже давно".
ГЛУПЕЦ СОЗДАЕТ ПРАВИЛА, НЕ ЗНАЯ, ЧТО МУДРЕЦ ИХ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБОЙТИ...
Луций Анней Сенека
Сторожовец
Вождь нации
 
Сообщения: 599
Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2008 22:34

Сообщение LUCKY88 » Ср сен 15, 2010 08:34

Сторожовец, подборка документов интересная - спасибо.
Пож., продолжайте.
"Собрать стадо из баранов легко. Попробуй, собери его из кошек"
Аватара пользователя
LUCKY88
Вождь нации
 
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Чт авг 12, 2010 11:00
Откуда: Пятигорск

Сообщение Сторожовец » Ср сен 15, 2010 09:03

Продолжим о "хорошей" жизни...

Выдержки взяты из книги монархиста, черносотенца и патриота Российской империи Ивана Родионова, так что в тенденциозности и предвзятости его вряд ли можно обвинить.

Иван Родионов
ТИХИЙ ДОН

Редактор издательства Д. М. Буланин
Художник Р. П. Костылев
Технический редактор Н. Ф. Соколова
Корректоры К. Д. Буланина, Т. Г. Иванова
ЛР № 061824 от 23.11.92 г. Сдано в набор 01.03.94. Подписано к печати 27.06.94.
Формат 60х901/1б- Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура тайме.
Печ. л. 12.5. Уч.-изд. л. 15.8. Заказ 297. Тираж 5000. Цена договорная.
Издательство «Дмитрий Буланин»
Санкт-Петербургская типография № 1 ВО «Наука» 199034 С.-Петербург, В-34, 9 лин., 12.

На основании закона 26 мая 1835 года станичные общества были наделены землей по расчету 30 десятин на каждого казака, причем оставалась еще и запасная земля на случай увеличения народонаселения. Кроме того был еще и войсковой земельный запас. В 1906 году казачий надел уменьшился до 12 дес., в настоящее время он уже меньше 10 дес.

Войску Донскому за пользование землей установлена была плата в 3 коп. с десятины. Наконец в 1900 годах вследствие неотступных настаиваний войскового начальства, Военное Министерство стало ежегодно отпускать в войсковое казначейство сперва по 538.000 рублей, а в последнее время по 1.791.300 р. в возмещение за пользование этой землей. Между тем арендные цены в тех местах таковы, что войско могло бы выручать за них около 8.000.000 рублей ежегодно.
Тут же выходит так, что Войско Донское, поступаясь своими общественными интересами, за свой счет должно выращивать лошадей для регулярной кавалерии, т. е. не для потребностей Войска Донского, а для потребностей государства. Почему же Донские казаки и без того малоземельные, разоренные, несущие такие тяготы по отбыванию воинской повинности, какой не несет никакая другая область в Империи, и тут должны жертвовать своими интересами в пользу государства?
Мало этого, так повелось, что государство, присвоив себе полную монополию на родившихся и вырощенных в Задонских казачьих степях лошадей, до последнего времени не позволяло казакам приобретать у донских коннозаводчиков строевых лошадей.


По освободительному акту 19 февраля 1861 года отпущенным на волю донскими помещиками крестьянам нарезано 2.051.195 десятин земли, на самом деле принадлежащей не помещикам, а всему казачьему населению Войска Донского. С этого же года правительство, озабоченное уничтожением ненужного казачества (было тогда такое довольно сильное течение), всеми мерами способствовало внедрению на Дону иногородних переселенцев, а положением 21 апреля 1869 года разрешило лицам иногороднего происхождения покупать казачьи усадебные постройки и эксплуатировать казачьи земли.
С открытием в Новочеркасске 28 февраля 1885 г. отделения крестьянского поземельного банка казачья земля поплыла в руки иногородних. Последний крестьянин-пропойца имел право брать ссуды на покупку земли, казак же лишен этого права. Двери банка для него закрыты наглухо и заколочены. Казаки хлопотали, чтобы и им позволено было с помощью крестьянского банка покупать землю. Долгие годы попытки эти были тщетны. Не знаю, как это дело стоит теперь.


К числу неотъемлемых, казалось бы, казачьих привилегий относится беспошлинное винокурение и торговля вином в пределах области. Это давало станицам значительный доход и позволяло сводить концы с концами по снаряжению недостаточных казаков на царскую службу. В 40-х годах прошлого столетия этот доход был отобран от станиц в пользу войска, а войско отчисляло станицам по расчету 50—56 коп. на человека ежегодно. Но с введением в 60-х годах в Донской области акцизной системы доход у станиц от питейного дела был совсем взят. Правительство отобрало у Войска заведывание питейным делом, выплачивая ему ежегодно по 1.239.000 руб. Тогда, т. е. в 1863 году, такая перемена платежа за самовластно отобранную доходную статью, составляющую утвержденную Монархами привилегию, может быть, была и справедливым возмездием, но теперь, когда ежегодный валовый доход с Донской области к 1906 году исчислялся в 18, а чистый в 14 миллионов рублей, бросать войску ничтожную подачку, установленную 50 лет назад, как будто не совсем прилично.
Слов нет, с древне-московской торговой точки зрения, конечно, мудро получать 14 миллионов и из них владельцу бросать ничтожные подачки. Но кроме большой мудрости во внутренней политике, особенно в денежных делах, нужно хоть немножко и справедливости.


В настоящее время в казачьих донских станицах беспрепятствен¬но может жить всякий иногородний пришелец. Среди этих господ попадаются нередко экземпляры не только сомнительного поведения, но и прямо преступного образа мыслей. Эти господа развращают и распропагандировывают казачью молодежь. Старики ропщут, но справиться с этим злом бессильны. Прежде казаки могли удалить из своей среды всякого пришельца, теперь же они имеют право изгнать порочного члена своей общины, но пришелец считается личностью неприкосновенной. Создалось такое положение циркуляром покойного премьер-министра Столыпина, которым он лишил казаков их древнего права выдворять от себя станичным приговором всяких вредных пришельцев.
Отсюда полное бесправие и бессилие казаков в борьбе с развивающимся хулиганством, с наплывом с севера того мусора, которым, как грязным илом, затягивается порядливая, дисциплинированная, благообразная казачья жизнь.


Здесь надо дать комментарии.... потому как иной читатель скажет, так вот почему казаки выселили турков месхетинцев, вот бы и нам так поступить с некоторыми "южанами"....
Так вот.... те уроды, которые занимались выселением целых этнических групп, знали о казачьем обычае только по наслышку (слышали звон, да не знали где он), доведя его до полного идиотизма критинизма, граничащего с шизоидной фобией. Страшнее всего для нас (потомков казаков), что эти действия маскируются под казачьи традиции и волеизъявление казачьего населения, тем самым, дикридитируя в глазах общественности само наше имя - казак. Выставляя нас этакими ксенофобами и дикарями. Так вот, поясняю.... по казачьему обычаю, станичное общество, могло приговорить жителя станицы к выселке за недостойное поведение, совершенное преступление, разврат и прочие поступки, НО....... выселяли ТОЛЬКО ПО ПРИГОВОРУ станичного схода (круга) и ТОЛЬКО ВИНОВНОЕ ЛИЦО.
продолжим цитирование...

Местные власти, убаюканные благополучным житием, тишиной и миром, доносят куда следует, что на Дону «все обстоит благополучно». Покорный, дисциплинированный характер казаков—этих вер¬ных слуг Престола и Отечества — тому порукой. Вот тут-то и сказалось неизбывное горе казаков в том, что в войсковые атаманы назначают сановников, никакими кровными узами, никакими интересами не связанных с Доном, не знающих его нужд, не дорожащих его нравами и преимуществами.
Они чужие казачеству и казачество чужое им. Как наша государственность страдает от обилия инородчины в среде власти, инородчины часто равнодушной, а подчас прямо враждебной русским интересам, так и интересы казачества далеки от сановников, для которых место войскового наказного атамана только карьера, только видная ступень к высшим должностям, только «приличный» войсковой оклад, равный двум-трем окладам иных членов Государственного Совета.
Больше оснований надеяться, что атаман из прирожденных казаков, ближе знающий нужды породившего его народа, лучше разбирающийся в его быте и больше ценящий его права и преимущества, так сказать, насквозь органически пропитанный ими, крепче станет отстаивать их, как нечто свое родное, ценное, неотъемлемое от всенивелирующих, всеобезличивающих властных течений.
Наши высшие власти не со зла, не по враждебности к казачеству, наносят ему сокрушительные удары, а по незнанию и по старой привычке все на Руси подгонять под одну мерку. И при теперешнем положении вещей разъяснить и вступиться за кровные интересы казаков некому.
ГЛУПЕЦ СОЗДАЕТ ПРАВИЛА, НЕ ЗНАЯ, ЧТО МУДРЕЦ ИХ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБОЙТИ...
Луций Анней Сенека
Сторожовец
Вождь нации
 
Сообщения: 599
Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2008 22:34

О казачьем Круге.

Сообщение Сторожовец » Ср сен 15, 2010 09:27

Ныне, наши потешные войска, которым вдруг не с того не с сего, приспичино зваться казачьимим, любят говорить о своей приемственности еще С ТЕМИ казаками, с их традициями и обычаями. При этом как правило главной преемственностью (после черкесок и крестов на груди) считают проведение костюмированных собраний, яко бы по правилам казачьего круга, с непременным зазыванием "Любы".
Теперь посмотрим, так ли это на самом деле...

Казачий Круг в фантазиях и реальности

"Много раз собирался вольный казацкий круг, где до хрипоты спорили разинцы: куда же им идти – на Астрахань или на Казань? Не придя к единому мнению, недовольно расходились."



ФАНТАЗИЯ: - http://kazak39.ru/krug.doc

РЕАЛЬНОСТЬ, КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ:

"Круг" из "Казачьего словаря-справочника", изданного в 1966 году в США и несколько раз переизданного в России. Составитель словаря, Георгий Витальевич Губарев, родился в 1894 году в ст. Елизаветинской, подъесаул, исследователь казачьей древности, участник борьбы за Дон. В 1920 году ушел в эмиграцию, где опубликовал десятки очерков по казачьей истории. Что важно, Губарев не только ученый историк, но - участник и свидетель последних Войсковых кругов па Дону в 1917-20 гг., Традиция проведения которых была восстановлена после двухвекового (с 1721 г.) перерыва.
2-е свидетельство - труд казачьего историка Е.П.Савельева "Войсковой круг на Дону как народоправление" (1908 г.). Историк писал свои работы в начале 20 века и сам был участником донских станичных и хуторских кругов (сборов). Это подлинные свидетельства, на которые мы и должны опираться, а не на современные фантазии. Приведу здесь приложение к книге Е.П.Савельева "Войсковой круг на Дону"(1908 г.) - "Казачий круг в 17 веке (по описанию современника-иностранца)":
3-е свидетельство правильного проведения круга -"Положение об общественном управлении станиц казачьих войск", принятое в 1835 году г подачи атаманов Платова и Денисова. В нем, понятно, не могло быть статьи о Войсковом круге - зато подробно законодательно закреплен порядок проведения станичных и хуторских сборов на Дону, сходов (кругов) на Яике.
Ни в одном из перечисленных источников - ни слова об участии в круге священников, совета стариков и уж, тем более, пресловутого "есаульца"!..
В 18 веке Войсковой круг избирал одновременно и войскового атамана, и войскового есаула. Последний, видимо, исполнял должность, как мы теперь говорим, начальника штаба. Он-то, войсковой есаул, и проводил круг, обеспечивая порядок. Ни о каком священнике с его широкими полномочиями нет даже упоминания в текстах Е.П.Савельева и Г.В.Губарева. Более того, мы знаем из многих других исторических источников о том, что священников вообще не допускали па круги. Мы также знаем, что некогда казачьи круги избирали не только казачьих начальников, но и священников, и даже епископов. И утверждение, что священник на казачьем круге имеет право вето - это бред сивой кобылы.

---------------------------------------------
Войсковая "изба" и священник обычно составляли договор ("запись"), в котором и перечислялись права и обязанности каждой из сторон. Особо подчеркивалось, что верующие в "случае недовольства" имеют право "прогнать" старого и пригласить нового церковнослужителя, не обращаясь за разрешением к епископу или митрополиту.
Такое зависимое от Войска положение "священных чинов" не могло не вызывать резкого возражения со стороны духовного руководства. Но, не желая ссориться с общиной, оно вынуждено было считаться с ее законами" ("Православный Уральск". Ульяновск, 2002 г.).
Что касается так называемого "дежурного есаульца", тоже алмазовской придумки, то само понятие "есаулец" было известно и в 18 веке. Только тогда есаульцами были казаки-малолетки, которых держал при себе Войсковой есаул для исполнения различных поручений. Вот и все!
И, наконец, 4-е свидетельство - это, к сожалению, малоизвестная книга Атамана Войска Донского П.Н.Краснова "Исторические очерки Дона", изданная стараниями К.Н. Хохулыжкова и В.А.Быкадорова в 2000 г. (П.Н.Краснов. "Казаки и русская смута", Р/Д, 2000 г.). В главе "Государственное устройство Донского Войска в конце XVI и в начале XVII веков" он писал: "Духовенство не допускалось на Круг. Церковь Божия не от мира сего. Это отлично понимали казаки и считали, что дела мирские не касаются служителей Бога" (стр.39). Особо обратим здесь внимание на так называемых подписных стариков. Это, видимо, древний аналог нынешних "советов стариков". Так вот, по Краснову - "Подписных стариков" выбирают десять человек, тоже наиболее уважаемых и ревностных казаков. На их обязанности: в случае нападения на станицу скакать в степь, скликать казаков "в станицу... в осаду"; мирить ссорящихся; по общим делам брать штрафы на выпивку; вести очередь нарядов в караулы; для провода служилых людей; в посыльные в Главное Войско, в Раздоры или в Монастырский городок; объявлять Кругу о преступлениях, совершенных казаками, и ожидать от Круга приговора". Как видим, атаман Краснов тоже не видел особых полномочий у подписных стариков, а уж тем более какого-то "права вето" на решения Круга.
После Февральской революции во всех казачьих войсках были восстановлены Войсковые круги, работавшие по совсем другим правилам. Во-первых, войсковые круги стали не собранием всех казаков войска, а собранием выборных. Во-вторых, Войсковые круги стали работать на постоянной основе, как, скажем, теперешняя Государственная Дума. Круг избирал Председателя Круга, который, будучи по положению вторым в войске после Войскового атамана, руководил всей работой Круга. Разумеется, никаких священников, советов стариков и "дежурных есаульцев" круги 1917-20 гг. не знали. Так, совсем недавно А.Н. Азаренков обнаружил в архиве и опубликовал Закон Донского войска "Донское Правительство" времен гражданской войны. В нем записано: "1. Всевеликое Войско Донское есть самостоятельное государство, основанное на началах народоправства. 2. Верховная и законодательная власть в пределах Войска Донского принадлежит Войсковому Кругу... 5. Войсковой Круг состоит из членов, избираемых на 3 года на основании Положения о выборах" ("Казачий Архив", № 2, 2003 г.).
Обратим внимание: ст. 547 Донского "Положения..." прямо определяет состав станичного сбора (круга): "Станичный Сбор составляется из Станичного Атамана, его Помощников, а где таковых нет, его Кандидатов, Хуторских Атаманов, Судей, Казначея и казаков-домохозяев".

Таким образом, мы видим - в законе о станичном круге (по которому жили казаки почти сто лет) нет никакого указания на участие в круге священников или совета стариков.
Понятно, что утверждение "Казачьего народа", будто "совет стариков является независимой частью Круга и обладает правом «вето», полным или частичным (I?) на решения Круга" - юридический бред, как с точки зрения Закона, так и с точки зрения здравого смысла. "Частичное вето" равносильно "частичной беременности"! Уральцы же, кстати, пошли еще дальше: назвали совет стариков "независимой частью Круга", записав, что он "независим ни от кого, только от Бога"! Это уже бред в квадрате! Далее утверждается, что "все решения Круга, принятые в отсутствии священника, как в отсутствии Совета стариков, считаются недействительными". А вот что говорит Закон Уральского "Положения...": "ст. 13. Решения Станичного Схода признаются действительными, когда на нем были:
Станичный Атаман или заступающий его место и не менее двух третей всех выборных, имеющих право участвовать на Сходе". Точно тоже говорит ст. 558 Донского закона.
Так чем же мы будем руководствоваться в своей жизни, Законом Российской Империи, казачьей традицией или фантазиями? Для меня здесь вопросов нет - конечно, Законом!


ТРАДИЦИИ КАЗАЧЬЕГО КРУГА: КАКИМИ ОНИ БЫЛИ И КАК ИХ ТРАКТУЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕОЛОГИ
А.Ветров,
ветеран казачьего движения России,
казачий историк

Осмысление процессов происходящих в казачестве, общее кризисное состояние движения и весьма призрачные перспективы его привели меня к осознанию необходимости приоткрыть завесу – рассмотреть в рамках данной статьи вопрос проведения казачьих Кругов. От того, как проводились эти Круги, кто проводил, а самое главное для кого проводили – зависело, и будет зависеть очень и очень многое. Видимо и в этом вопросе назрела необходимость отделить зерна от плевел. Побывав с 1990 года на многих Кругах казаков, в разных регионах России, могу с уверенностью сказать, что форма проведения этих Кругов в настоящее время имеет мало общего с традициями проведения казачьих Кругов принятых у казаков издавна. Привнесение в правила проведения Кругов совершенно чуждых ему положений-установок, прежде всего, упирается в разработки известного казачьего «идеолога», Бориса Алмазова, со товарищи. Разумеется, стиль историка, и стиль поэта различаются. Но в этом ли все дело. Не только. За внедрением « нужных» установок в традиции проведения казачьих Кругов отчетливо прослеживается и рука заказчика, предусмотрительно скорректировавшего, в нужном для себя направлении, искажения традиций проведения казачьих Кругов. Рука «заказчика» чувствуется и в создании ложных центров и в определении ложных целей и задач казачьего движения и многом другом.

Объять необъятное - невозможно, поэтому необходимо осмыслить, в рамках данной статьи, лишь следующие основные искажения традиций проведения казачьих Кругов: - о правах и обязанностях дежурных есаулов;
- о чинопроизводстве в казачестве;
- о правах и обязанностях Советов стариков на Кругах;
- о правах и обязанностях священников на Кругах.

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ДЕЖУРНЫХ ЕСАУЛОВ
Что же обозначает понятие «есаулец»? Какие функции он выполнял? И какая роль ему принадлежала при проведении Кругов?

Необходимо сказать, что за обеспечением порядка на Кругах казаков отвечали не мифические «есаульцы», а вполне реальные дежурные есаулы (один или два, по необходимости) и помогавшие им казаки-приставы. Положение «о есаульцах» разрабатывал к Большому Кругу казаков в Москве от 28- 30 июня 1990 года Борис Алмазов и разрабатывал под себя. Посчитав, что прав дежурного есаула ему недостаточно, он придумал должность «есаульца» и наделил ее такими широкими полномочиями, каких у дежурных есаулов никогда не было и быть не могло. И конечно он сделал себя самой важной, самой главной персоной на Круге, подменившей собой председателя, а точнее старшину Большого Круга.

Какие же функции выполняли на Кругах дежурные есаулы?

Есаул (ясаул) – это основное звено старшинского (офицерского) состава казачества. Учитывая, что чина майор не было ни в Русской Императорской Армии, ни в казачьих иррегулярных (нерегулярных) войсках – есаул это чин соответствующий современным капитану-майору. То есть чин стоящий между обер-офицерами (младшими офицерами) и штабс-офицерами (старшими офицерами). Следующий по старшинству после есаула чин – чин войскового старшины, то есть подполковника. Кроме того, в традициях казачества была и должность есаула – как заместителя атамана. Войсковой есаул – заместитель войскового атамана, полковой есаул – заместитель полкового атамана и так далее. И конечно ни при каких обстоятельствах есаул не мог быть молоденьким, как поет в своей песне известный автор псевдо казачьих песен Розенбаум. Хорошо если к тридцати годам выслуживались казаки до этого чина.

На период проведения Кругов, для наблюдения за дисциплиной и порядком назначали авторитетных старшин ( офицеров) как правило есаулов и постепенно за ними закрепилось выполнение определенных функций на Кругах. Учитывая, что среди выборных казаков (делегатов) могло быть много есаулов, то тех из них кого назначали наблюдать за дисциплиной и порядком стали называть дежурными есаулами. Да и слово это подходящее – произошло от слова яса (закон). Так что в первоначальном значении слово есаул (ясаул) означало следящий за соблюдением ясы (закона). Но дежурные есаулы никогда не являлись главными распорядителями казачьих Кругов. На Кругах более высокого ранга, чем станичные и хуторские Круги это были, как правило, войсковые старшины и полковники. Никогда дежурные есаулы не стояли над Кругами казаков и никогда нагайками рты выборным старшинам и казакам не затыкали. То, что Борис Алмазов в 1990 году на Большом Круге казаков нагайкой диктовал свою волю Кругу, а затем, его, копируя, тоже стали делать и многочисленные «есаульцы» на Кругах по всей России у казаков называется хамством или полнейшим забвением традиций демократии казачьего Круга. Высшая власть у казаков принадлежит Кругу и только Кругу, а в период между Кругами – атаману, а не нагайке мифического «есаульца».

Есаульцами же у казаков назывались подростки-казаки (посыльные) помогавшие дежурным есаулам на Кругах и которых посвящали или приобщали к традициям проведения казачьих Кругов.

О ЧИНОПРОИЗВОДСТВЕ В КАЗАЧЕСТВЕ
До включения казачьего народа в состав военного сословия Российской Империи (военные реформы Петра 1 и Екатерины П) чинопроизводство в казачьих войсках не велось. Но были должности хорунжий (знаменосец, от слова хоругвь – знамя), сотник, есаул, войсковой старшина и полковник. Обладатели этих должностей выполняли как военные функции, так и административно- хозяйственные. После военных реформ ХУШ века, эти должности были введены в чинопроизводство иррегулярных казачьих войск Российской Империи. Место казачьей старшины занял казачий офицерский корпус и казачье дворянство. Поэтому введение чинопроизводства в общественных казачьих объединениях, а к ним относятся и так называемые «реестровые» казачьи общества, в очень умеренных масштабах вполне уместно как фактор восстановления института казачьей старшины. А соответствующие чины по казачьим традициям могут являться и должностями в казачестве. Но казачье чинопроизводство ни в коем случае не претендует на равенство с офицерскими званиями Российской Армии, являясь, всего лишь, спец чинами (спец званиями) в казачьем движении. Все это должно отражаться в документах, а кандидаты в состав казачьих старшин должны соответствовать всем критериям: по интеллектуальному, образовательному, возрастному признакам и моральному уровню. А вот ношение армейских погон на казачьей форме, лицам не являющимся военнослужащими недопустимо ни при каких обстоятельствах. Знаки различия в общественном казачьем движении могут быть размещены, на плечах, но по размеру и уже стандартных армейских погон, на подобие знаков различия органов МВД.

Совершенно особый вопрос введение в казачьем чинопроизводстве – чина «казачий генерал». В казачьих войсках Российской Империи никогда не было казачьих генералов, а высший чин у казаков – полковник. Казачьи полковники получали чины генералов на общих для всей Русской Императорской Армии основаниях и становились генералами Русской Армии, а не казачьих Войск.

Поэтому казачий Круг, не правомочен, присваивать чин казачьего генерала, так как такого чина никогда не было в казачьих войсках России.

А правомочен ли присваивать чин казачьего генерала Президент Российской Федерации ? Президент на то он и президент что ему доступно очень многое. Но и он не имеет права нарушать Конституцию и Законы Российской Федерации. Если президент присваивает звание казачьего генерала кадровому полковнику Российской Армии или спецслужб, то это вполне соответствует Конституции и Законам России. А вот если президент присваивает звание казачьего генерала гражданским лицам, то есть лицам, не имеющим военного образования и не являющимися профессиональными военными, то это вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, ибо положения о казачьих генералах нет, ни в Конституции, ни в Законах России. Да и само присвоение гражданским лицам генеральских чинов отдает чем-то несерьезным, уродливым.

Поэтому употребление звания казачий генерал, считаю совершенно неуместным как в среде общественного казачьего движения, так и в органах государственной власти России. Ибо это является ни чем иным как преднамеренной и грубейшей провокацией направленной на подрыв авторитета, как казачьего движения России, так и казачьего народа в целом. Лишь в виде исключения можно допустить присвоение Верховным Кругом казачьих войск чина-должности казачий генерал – абсолютному лидеру - Вождю казачьего движения России.

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СТАРИКОВ НА КРУГАХ
Старики, по казачьим традициям принимали участие в работе органов местного самоуправления - в хуторах и станицах. Они представляли на этих Кругах интересы старшего поколения казаков и на этом уровне были вполне необходимы и уместны. При проведении Кругов более высокого уровня, в отделах, округах, полках и войсках старики отсутствовали, потому что на этих Кругах не рассматривались вопросы, затрагивающие интересы старшего поколения казачества. Доминирующим компонентом Кругов этого уровня была казачья старшина. А если некоторые старики и попадали на эти Круги, то по уму. а не по возрасту. Со времени же введения института наказных атаманов с конца ХУШ века и до 1917 года Круги в отделах, округах, полках, войсках не проводились вообще.

Борис Алмазов некритично подошел к правилам проведения Кругов и уровень Кругов местного самоуправления – станичных и хуторских, перенес на уровень Кругов: отделов, округов, полков, войск и даже всероссийских казачьих объединений. А Советы стариков на этом уровне, да к тому же действующие на постоянной основе – это грубейшее нарушение, а точнее полнейшее забвение казачьих обычаев и традиций. Но верхом безответственности и глупости было наделение стариков правом «Вето» на Кругах. Конечно, на станичных и хуторских Кругах к мнению стариков всегда прислушивались, но правом «Вето» их никто никогда не наделял. Правом «Вето» обладала лишь высшая инстанция – собственно сам Круг казаков, при этом слово « вето» в казачьем лексиконе не использовалось вообще.

В рамках Круга никогда не существовало каких-либо иных институтов управления кроме самого Круга казаков.

Были органы управления Кругом – Старшина Круга, дежурный есаул и приставы и были выборные казаки и старшины. Ни каких Советов стариков, Духовников Круга, Атаманских Правлений и иных структур - посягающих на полновластие Круга, у казаков никогда не было и быть не могло. И даже на станичных и хуторских Кругах были не Советы стариков, как отдельный институт управления Кругом, а просто старики - принимавшие участие в их работе. Институт «Советов стариков» для казачьих Кругов явно смазан с Советов старейшин у горских народов Кавказа, а слово «совет» подсказывает, что авторами данной задумки являются не казаки, а совдеповцы. Казачество являлось военно-служилым народом Российской Империи, а поэтому в основе их общественного устройства стояла не гражданская (общинная) система и не духовная (религиозная), а воинская.

Рассмотрим проект «Положения о Совете стариков войска (отдела, станицы) », с претензионным названием «Атаманам на заметку» - опубликованный в газете «Казачий взгляд» за № 5, май 1999 года, подготовленный последователем Бориса Алмазова и не меньшим чем он «сочинителем».

«Совет стариков Войска – самостоятельная, традиционная организационная структура, игравшая важную роль в соблюдении и сохранении казачьей круговой демократии, особенно в выработке Кругом взвешенных решений а так же обеспечения соблюдения традиций и должной дисциплины на самом Круге…. Старики могут покинуть Круг, который тут же теряет все свои полномочия, а его решения становятся недействительными.»

- Выражение «Совет стариков Войска» нелогично, если это Войско, то при чем здесь старики, а если это Совет стариков, то при чем здесь Войско ? ! Да и как может быть самостоятельным Совет стариков ? Самостоятельным от кого ? От атамана, Атаманского Правления, Круга ? Налицо грубейшее нарушение обычаев и традиций казачества - посягательство на полновластие Войскового Круга и единоначалие Войскового атамана. Недоумение вызывает, и утверждение что старики на Круге отвечают за дисциплину и порядок? Непонятно каким образом они могут это сделать, тем более, что речь идет о Войсковом Круге! Утверждением же что. если старики покинут Круг, то он сразу же теряет все свои полномочия - автор проекта переплюнул сам себя. В этом случае для чего нужны Войсковой Круг, Войсковой атаман и Атаманское Правление, когда предлагается простое, и с точки зрения автора эффективное решение – передать все полномочия «Совету стариков Войска»!?

«Совет стариков не правит и не командует…В тоже время без одобрения Совета стариков ни одно важное решение атамана или Атаманского правления не должно быть исполнено… Если атаман систематически игнорирует Совет стариков, не приглашает его старшину на Атаманские правления или не ставит Совет стариков в известность о происходящих событиях в Войске и т.д., то старики лишают такого атамана своего доверия, что вынуждает последнего покинуть свой атаманский пост» -

- Первое утверждение текста вступает в противоречие со всеми остальными. Следующими утверждениями автора текста - Совет стариков узурпирует себе права атамана и Атаманского правления и посягает на полномочия высшей инстанции (власти) у казаков – казачьего Круга, права выбирать и снимать атаманов.

«…Замечания и поручения казакам со стороны Совета стариков принимаются должным образом и беспрекословно выполняются»

Если замечания и поручения должны беспрекословно выполняться, то это уже не замечания и поручения, а приказы. Скажите мне, кто и когда, разрешал старикам отдавать приказы? Какими, это обычаями предусмотрено?

«Имея на Круге равный голос с Атаманским правлением, Совет стариков может наложить вето на… решение атамана. После повторного отказа атамана считаться с мнением Совета стариков, его члены ставят вопрос о переизбрании атамана или покидают Круг…»

Если Совет стариков может наложить вето (запрет) на решение атамана, то в этом случае он имеет не равный голос с Атаманским правлением, а стоит над Атаманским Правлением. На самом же деле, по традициям и обычаям казачества, на казачьем Круге и атаман, и генерал и члены Атаманского правления имеют права не больше чем любые другие, такие же, как и они, выборные казаки. Нет на Круге ни атаманов, ни Атаманских правлений. Они складывают свои полномочия перед делегатами Круга, и Круг проводит совершенно другой институт управления: старшина Круга, дежурный есаул и приставы. На Круге, нет, и не может быть, ни каких решений атамана, а есть только решения Круга, как нет и права вето у стариков. Вопрос избрания, или переизбрания атамана, правомочен решать, только Круг казаков.

«Состав Совета стариков, определяемый самими стариками, не подлежит утверждению на Круге. Он так же сам решает вопросы, касающиеся регламента работы Совета…»

- Этим утверждением Совет стариков выводится за пределы Круга, то есть высшей инстанции у казаков, и ставит себя над казачьими Законами - обычаями и традициями казачества.

«Совет стариков имеет право… одобрение или несогласие при избрании или назначении казака на административную должность, при производстве его в чин, а так же при снятии его с должности. Наказание виновных производится только с одобрения стариков…. Активно участвует в приеме в войско новых организаций, общин и отдельных казаков…» -

Совет стариков посягает на контроль, за всей текущей: организационной, финансовой, хозяйственной и кадровой работой казачьих объединений, полностью подменяя собой Атаманское правление. При этом возникает двоевластие: один орган законный – Атаманское правление, другой подзаконный – Совет стариков, то есть налицо посягательство Советов стариков на единоначалие атаманов.

«В Совет стариков Войска обязательно входят все старшины нижестоящих Советов стариков. Решение Совета стариков об исключении из организации или общины провинившегося казака принимаются к безоговорочному исполнению Атаманским правлением.»

Этим решением создается параллельная войсковому атаману и Атаманскому правлению руководящая структура сверху донизу, от станиц и хуторов, до округов и Войск, которая ровным счетом ни за что не отвечает. Позиция Совета стариков в отношении войскового атамана и Атаманского правления принимает форму диктата.

О какой взвешенности решений автора проекта может идти речь, когда на лицо присутствует полнейшая безответственность, абсолютное незнание казачьих обычаев и традиций и жажда собственного самоутверждения.

Пятнадцать лет существования Советов стариков, с 1990 года и по 2005 год, дали основание лидерам казачьего движения назвать этот институт – как бы выразиться помягче –«Советом старых чудаков». Прочитав выше озвученный опус, под названием: проект «Положения о Совете стариков войска (отдела, станицы)», и зная абсолютно негативную роль Советов стариков в казачьем движении России можно с определенностью сказать, что атаманы и другие лидеры казачьего движения в оценке Советов стариков не далеки от истины. Да и кто в эти Советы попадал? Бывшие секретари партийных комитетов, бывшие: буденновцы, мироновцы, чоновцы, энкавэдэшники, замполиты и так далее. Какие казачьи обычаи и традиции эти люди могут знать и принести в казачье движение? Они внедряли и внедряют в казачье движение коммунячьи, совдеповские традиции, являясь по существу этими самыми коммуно-большевиками - имеющими самое малое отношение к казачеству.

Укажу на три основных нарушения казачьих обычаев и традиций, допущенных при создании института – Совета стариков на казачьих Кругах:

1. Полномочия стариков, делегатов Круга, распространялись только на период работы Круга, а с его окончанием прекращались. А старикам предоставили право самостоятельного института власти – Советов стариков, как на период работы Круга, так и функционирования на постоянной основе, став как бы альтернативой атаману и Правлению. Этим были нарушены принципы: полновластия казачьих Кругов и единоначалия в казачьих Войсках.

2. Советы стариков не существовали даже на уровне хуторов и станиц, а их стали создавать на всех уровнях казачьего движения. Одним только этим решением уровень Кругов отделов, полков, округов, Войск и всероссийских казачьих объединений опускался до уровня дедушкиных посиделок.

3. Старики никогда не имели право «Вето» - это прерогатива только Круга казаков. Наделение стариков правом «Вето» поставило их над Кругами, то есть высшей инстанцией у казаков, что в принципе по казачьим обычаям и традициям недопустимо.

Налицо явная подмена – обычаи и традиции казачества заменили на выдумки современных «идеологов» казачьего движения и их кукловодов.

Во что же вылились эти нововведения для казачьего движения ?

В генах всех казаков заложена завышенная самооценка. В условиях совдеповского режима или режима так называемой демократии современного периода – многие казаки не смогли полностью самореализовать свои возможности. К сожалению, с годами у большинства стариков развивается старческое тщеславие. Поэтому когда Советы стариков начинают функционировать на постоянной основе и формируются на всех ступенях казачьего движения – у стариков происходит чудовищный симбиоз: завышенной самооценки, не реализованных возможностей и старческого тщеславия. Гремучая смесь, которая любым казачьим организациям обеспечит склоки, скандалы, интриги и расколы.

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СВЯЩЕННИКОВ НА КРУГАХ
Перейдем к самому сложному вопросу – необходимости уточнить место и роль священников на Круге.. Какими были их права и функциональные обязанности ? И какими их наделили современные «идеологи»?

Священников на Круге посадили на место надсмотрщика и наделили их правами, поставившими их, над Кругами казаков. Им предоставили право без разрешения выборных (делегатов) казаков или дежурного есаула – право говорить на Круге, тогда когда им заблагорассудится. При этом - когда священник начинал говорить, то все казаки обязаны были замолчать!? А если ему что-либо не нравилось в проведении Круга, то он уходил, и тогда все решения принятые на Круге объявлялись недействительными, незаконными? А далее еще более абсурдно. - Недействительными объявлялись и все решения принятые на Кругах казаков, проходивших без священников!?

Но зачем попу гармонь, а казакам поп на Круге?

Почему бы тогда для уравновешивания статуса Казачьих Войск и Христианской Церкви не объявить, что все решения принятые на Церковных Соборах объявляются не действительными - потому что на них не было казаков. При чем здесь казаки, возразят мне оппоненты? А причем здесь Церковь и решения принятые на казачьих Кругах? Одна организация церковная, другая общественно-этническая и никакого прямого отношения друг к другу не имеют.

А как же этот вопрос решался в исконных традициях казачества?

Высшая власть у казаков принадлежит – всем совершеннолетним мужчинам общины то есть - Кругу казаков. А если это были Круги крупных по численности станиц или Круги более высокого уровня – то выборным (делегатам) старшинам и казакам этого Круга. Отсюда священник, ни при каких обстоятельствах не мог быть выше Круга. Он был частью Круга и подчинялся всем законам его. По казачьим традициям ни священник, ни любой другой казак не могли самовольно покинуть Круг, кроме как с разрешения выборных казаков Круга и по уважительной причине. Участие или неучастие священника в работе Круга ничего не меняло. Казаки на Кругах обсуждают и решают не церковные вопросы, а казачьи: общественные, хозяйственные, войсковые.

Не мог священник самовольно уйти с Круга и потому, что по казачьим традициям их за три правонарушения приговаривали к порке плетьми:

- за прелюбодеяние;

- за богохульство – если священник в своей речи применял матерные слова в адрес Бога;

- за неподчинение Кругу.

А в стародавние времена, когда казаки еще не были на государственной службе – а были вольным казачеством, то попов за указанные выше прегрешения карали смертной казнью, в излюбленной казаками форме - «в куль да в воду», то есть топили. И конечно место священнику было не в президиуме, президиумов у казаков не было никогда, а среди казаков Круга. Священников для казачьих общин не всегда хватало, тем более при походах - а Круги казаков, при необходимости, проводились всегда. Но когда среди казаков - были казаки-священники, или на Круге обсуждались церковные вопросы, при этом особо подчеркиваю не просто священники, а именно священники-казаки, то их, как правило на Круг приглашали. Священники не казачьего происхождения – ни в казачьюобщину, а тем более на Круг – не допускались ни при каких обстоятельствах.

Какие же функции выполняли священники на казачьих Кругах?

1. Являлись представителями церковного казачьего Клира на Круге.

2. Наблюдали, что бы Круг проходил в рамках православной морали и нравственности.

И все. – Они были лишены в рамках Круга активного и пассивного права голоса, то есть не могли избираться в атаманы и старшины и не имели права голосовать за того или иного кандидата.

КОМУ И ДЛЯ ЧЕГО БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ИСКАЖЕНИЯ В ТРАДИЦИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ КАЗАЧЬИХ КРУГОВ И КАЗАЧЬЕГО ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА?
Ответ прост.

Для кукловодов, которые курировали сектор казачьего движения в широком спектре общественно-политического движения России. Ничего случайного здесь нет. По традиции казачьих Кругов, на период их работы – ни чины, ни награды, ни должности казаков не играли и не играют ни какой роли.. И атаман, и генерал, и священник, имеют прав на Круге не больше чем любые другие, такие же как и они выборные казаки. И только все вместе, на период проведения Круга, они получают высшую власть.

Как же в этом случае можно контролировать проведение Кругов и направлять в нужное русло принимаемые на них решения? После того, как указанные выше «идеологи» провели заданную кукловодами программу, им и не нужно стало контролировать всех выборных казаков. Достаточно стало контролировать, три ключевые фигуры и можно было манипулировать деятельностью Кругов в нужном для себя направлении.

Кто же является этими ключевыми фигурами на современных казачьих Кругах?

1. «Есаулец» Круга. - Только он предоставляет слово выборным казакам. Только он решает, о чем, и сколько будут говорить – штатный оратор или выступающий казак. И только он может решить – оставить на Круге любого выборного казака, или под благовидным предлогом удалить его с Круга.

2. «Духовник» Круга. – Ему предоставили брать слово для выступления, когда ему заблагорассудится, без разрешения выборных казаков или дежурного есаула. Если его, что-либо не устраивало в деятельности Круга, то он просто уходил с него, и тогда якобы все принятые на Круге решения объявлялись незаконными, недействительными.

3. Старейшина Совета стариков Круга. – За Советом стариков закрепили право брать слово без разрешения выборных казаков или дежурного есаула и право «вето» на любые решения Круга.

Из выше сказанного видно, что грубейшим образом нарушен принцип равноправия всех выборных казаков на Круге и в привилегированное положение поставлены: «есаулец», «духовник (священник)» и Совет стариков. Они получили право манипулировать Кругом и диктовать свою волю институту являющемуся высшей властью казаков, то есть самому казачьему Кругу. И при этом никто из них абсолютно ни за что не отвечает. Налицо пресловутые ножницы: максимум власти, при минимуме ответственности.

С «есаульца» какой спрос? - Ни какого. По окончании мероприятия ушел с Круга, и на этом его функциональные обязанности закончились.

Со священника какой спрос? - Ни какого. Ушел с Круга и больше он ни к Кругу, ни к самой казачьей организации ни какого отношения не имеет.

С Совета стариков или со старейшины какой спрос? - Ни какого. Старики никогда и ни за что не отвечали и не отвечают. Разошлись по домам и все.
ГЛУПЕЦ СОЗДАЕТ ПРАВИЛА, НЕ ЗНАЯ, ЧТО МУДРЕЦ ИХ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБОЙТИ...
Луций Анней Сенека
Сторожовец
Вождь нации
 
Сообщения: 599
Зарегистрирован: Чт ноя 13, 2008 22:34

След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1