СОЮЗ СЛАВЯНСКИХ ОБЩИН - РОДНОВЕРИЕ

Обсуждение религиозных вопросов.

Сообщение Koliostro » Ср ноя 11, 2009 20:59

IraJu писал(а):У меня предложение.
Давайте в рамках данной темы поделимся друг с другом информацией о язычестве как таковом.
Пусть другие (и я с ними) узнают что это и с чем его едят :)
По своему поищу информации, с которой всех ознакомлю


Мы можем только рассказать, про этот путь. Но для того, чтобы чувствовать, Вы должны идти по нему сами!
1. Родноверие является естественной, Природной Духовностью, присущей душе человека изначально.
2. Родноверие опирается на саму природу вещей, на существующую Действительность, а не на чьи-то досужие вымыслы о человеке, мире и Боге.
3. Родноверие — это, прежде всего, непосредственное мироощущение и способ бытия в мире, в ладу с Природой, а уж затем — свод умозрительных построений, созданных человеком на основе его миропонимания.
4. Родноверие не обязано своим существованием личности какого-то одного родоначальника — пророка, мудреца или законодателя, не имеет единого священного писания, единого канона и единого «символа веры», обязательного к исповеданию всеми.
5. Родноверие есть Родобожие, которое единит в себе Единобожие и Многобожие, почитая Всебога Рода — Единым в Своей Сути и одновременно Многоликим в Своих Проявлениях (Родных Богах — Ликах Рода).
6. Родноверие есть Природобожие, ибо почитает изначальное Духовное Единство Матери-Природы и Отца-Рода. 7. Родноверие учит, что каждый человек есть сын Отца-Рода и Матери-Природы, а все живые существа суть его Родные братья в Единой Божественной Семье. 8. Родноверие есть Родолюбие, ибо основывается на любви человека к Роду и сородичам и Любви Рода ко всем Своим детям. 9. Родноверие не является некой религиозной надстройкой в обществе, ибо представляет собой неотъемлемую часть повседневной жизни. 10. Родноверие есть, прежде всего, практика, а уж затем — вера, ибо для его последователей то, кто есть ты на самом деле и что ты делаешь — важнее того, кем ты видишь себя в своих мечтах и во что ты веришь. 11. Родноверие включает в себя множество различных верований и обрядов, но не исчерпывается ни одним из них, и потому никакое направление внутри Родноверия не может претендовать на единоличное обладание Истиной во всей Её полноте.
12. Родноверие является не верой в Бога или Богов, но, во-первых, Веданием Божественного и Природного; во-вторых, Верой Богам и личному Духовному опыту; и в-третьих, Верностью Заветам Предков.
13. Родноверие не имеет единой церковной иерархии, не обязывает всех своих последователей участвовать в общих Богослужениях и молитвенных собраниях, посещать Капища и Храмы в конкретные часы и строго по определённым дням, носить одинаковую одежду и т.д.
14. Родноверие почитает первейшим Капищем — само Сердце человека, затем — Всеживую Природу в целом и отдельные Природные Святилища (места Силы, а также связанные с ними священные камни, реки, горы, дерева и т.д.), и только на третьем месте идут рукотворные Святилища (Капища, Храмы и т.д.).
15. Родноверие не нуждается в посредниках между человеком и Родными Богами, Природой, и каждый сам волен обращаться к Родным Богам так, как подсказывает ему его Сердце.
16. Родноверие есть живое учение о Жизни, которое постоянно развивается вместе с развивающимся миром, опираясь при этом на те незыблемые Духовные основы, которые остаются неизменными в веках.
17. Родноверие есть любовь к Родной Земле, следование Родовому Искону и раскрытие Родовой Памяти — Мудрости Предков, при этом любовь к Родному не может и не должна измеряться ненавистью к чужеродному, как речено: «Изучай мудрость иных Родов, но следуй мудрости своего Рода».
18. Родноверие, в целом, может быть выражено следующим образом: «Свято чти Родных Богов и Предков, живи по Совести и в ладу с Природой, а если ищешь Высшего Знания — познай себя».
Ещё о Родноверии 1. Родноверие — глубоко Природно, но не отрицает технического прогресса. Родноверие призывает своих приверженцев жить в ладу с Природой, но Родновером можно быть и в индустриальном обществе.
2. Родноверие — глубоко национально, но не отрицает возможности изучения своими приверженцами традиций и культур других наций и народов, как речено: «Изучай Мудрость иных Родов, но сам следуй Мудрости своего Рода».
3. Родноверие — недогматично, но не отрицает разумной упорядоченности жизненного уклада, использования более или менее тщательно разработанного Уряда Общинной жизни, Уряда того или иного Родноверческого обряда, праздника и т.п.
4. Родноверие — не обязывает своих приверженцев сторого следовать какому-либо одному Уряду, носить обрядовую и национальную одежду, почитать священные Изваяния (Чуры) и Изображения (Свята), справлять Кологодные (т.е. связанные с Годовым Кругом) обряды и совершать Духовные радения на Капищах и т.п., но предоставляет такую возможность тем, кому это необходимо.
5. Родноверие — не предписывает своим приверженцам единообразия в Богопочитании и трактовке философских и мировоззренческих положений Родной Веры-Ведания, но это не может служить оправданием вседозволенности в мирской жизни и обрядового бесчинства. Слава Роду!

Волхв Велеслав — верховода Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие» :)
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение Koliostro » Пн ноя 16, 2009 11:42

Родноверие — Родная Вера, Ведание Родовое (Из просветительских бесед[1] влх. Велеслава)

Здравы будьте, люди добрые, вы да сородичи ваши!
Меня зовут — Велеслав. Я представляю Русско-Славянскую Родноверческую общину «Родолюбие». Многие из вас уже читали выпущенные нами книги, некоторые участвовали в проводимых нами празднествах и обрядах.
Меня часто спрашивают: «Что такое Родноверие? Что значит быть Родновером?» Я отвечаю: «Свято чти Родных Богов и Предков, живи по Совести и в ладу с Природой, а если ищешь Высшего Знания — познай себя».
Родные Боги приходят к нам в шуме весеннего дождя и в шуршании осенних листьев, в громыхании грозы и предутренней тишине, в шелесте трав и в песне ветра, в печали и в радости, в раскрытии Родовой Памяти и в Самосиянном Свете, лучащимся в Безмолвии Сердца...

Кто же такие Боги наши? Перечислим некоторых из Них:
1) Всеединый Всесущий Всебог Род — всё и вся. И все Родные Боги, во Всебожьи Родовом сущие, суть Лики Его Одного[2];
2) Отец Сварог — Владыка Прави, Небо Вышнее, Воля к Творению;
3) Лада-Матушка — Супруга Отца Сварога — Лад и Любовь;
4) Световид — сам белый свет;
5) Стрибог — воплощение Дыхания Рода, Вихрь Творения, Дед ветров, Владыка пространства меж небом и землёй;
6) Даждьбог Сварожич Трисветлый — Вышний Дед наш[3], Солнце красное, светлость разума и щедрость руки дающей;
7) Перун Громовержец — Ратай (Воин) Небесный, Сила Вышняя, охраняющая Явь от Нави;
8 Огнебог Сварожич — огонь земной;
9) Велес Вещий — Мудрость Вышняя, Податель жизни и здравы, Покровитель волхвов, скоморохов и вещих сказителей, Владыка путей земных и небесных, Хранитель Родовой Памяти и грозный Закрадный Судия (Владыка Нави), Скотий Бог (проявленный в нас как Дух, владычествующий над животной природой, над плотью), а также Бог богатства, дородства и плодородия.
10) Макошь Прародительница — Супруга Вещего Бога — Пряха Небесная, Владычица Нитей Судеб и Сама Мать Сыра Земля;
11) Ярило-Весень — ярь, ярая сила, воля к жизни, а также грозный Волчий Пастырь;
12) Леля-Дева — суженая Ярилина — Богиня весны, юности и первой любви, а также Покровительница русалок (духов рек и озёр);
13) Жива Светлая — Светлый Лик Матери Макоши — сама жизнь;
14) Мара-Морена — Тёмный Лик Матери Макоши — Владычица зимы и смерти, несущая марь (дыхание смерти);
15) Хорс-Зимодар — хладное зимнее Солнце;
16) Коляда и Купала — Светлые Боги Сварожичи и олицетворения Зимнего и Летнего Солнцестояний/Солнцеворотов (к оным же примыкают: Весень и Таусень — Боги и одновременно олицетворения Весеннего и Осеннего Равноденствий);
17) Белобог — Светлый Лик Рода — день и свет;
18) Чернобог — Тёмный Лик Рода — ночь и тьма.
Родные Боги смотрят на нас во тьме ночи миллионами звёздных очей, Оком Даждьбожьим Солнечным — в свете дня.
И как все Они в нас, так мы в Них — без разделения.
Мы славим Их на обрядах справных — по Прави творимых, и так вспоминаем, обновляем свою связь с Ними — Предками Предков наших, Старшими в Роду нашем — сущими в Природе и в Сердце Вещем. Их Воля творить (Сварог), Сила, чтобы преодолевать (Перун), и Мудрость, чтобы постигать (Велес), — ведут нас по Стезе Прави, как вели Предков наших — от веку и до веку, от Кола и до Кола.
Мы живём в мире Яви, наше прошлое — Навь, а будущее — Правь. Явь — это мир зримый, Навь — мир Закрадный, куда мы уходим после смерти, чтобы затем вновь вернуться в Явь. Правь же — Законы Сварога, держащие Всемирье в равновесии, управляющие равно Явью и Навью. Отец Сварог управляет Правью, Перун отделяет Явь от Нави, а Велес проводит души умерших в Навь, где они обновляются для нового воплощения в Яви.
Но если смотреть на Всемирье очами Богов — Велесовым Оком Мудрости, то можно увидеть, что сии три суть Одно — во Всебожьи Родовом Единое, во Ликах Всемногих Проявленное.
Потому славим мы Великий Триглав Родов: Рода — Белобога — Чернобога, славим Триглав Сварожий: Сварога — Перуна — Велеса, а также Триглав Всемирья: Правь — Явь — Навь.
Как речено во слове вещем:
Триглаве еси многославе,
Диде-Дубе-Снопе святы!
Вмите Родовичей славящих, кои суть отроцы Ваши!
Свароже — Велике Боже, кий мощи в десницу вложи!
Отче Громам — Перуне, силы Прави даруе! Велесе — Пастырь Небесе, бо Вещий Велесе еси! Пребудьте с нами в благостях Божеских
Отныне — вовек!
От Кола до Кола! Слава Богам нашим!
Гой!

Слава Роду Всебогу Всесущему Вседержителю!
Слава Роду Небесному и Предкам нашим!
Слава Роду Земному и всем сородичам, по Прави живущим!

Слава Роду!
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение IraJu » Пн ноя 16, 2009 12:29

:)
Еще давайте. Интересно
А вот кстати, об упомянутых книгах. Что за книги и где продаются?
Ira initium insaniae est
Аватара пользователя
IraJu
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 6739
Зарегистрирован: Вт июн 23, 2009 14:29
Откуда: Ставрополь

Сообщение Koliostro » Пн ноя 16, 2009 21:18

IraJu писал(а):Что за книги и где продаются?

Рекомендую книги Вадима Казакова по Славянскому Родноверию.
Список научной литературы на эту тему здесь... http://ru.wikipedia.org/wiki/Язычество_славян

БОГОСЛОВИЕ "КНИГИ ВЕЛЕСА"
Учение о Всевышнем и Законах Прави
Законы Прави даны Всевышним для всех Звёздных Миров в Начале Творения.
Всевышний сам есть Закон. И одновременно в нашей Вселенной Он проявляется как Сын Закона.
Имя Всевышнего - Всевышний. Имя Творца - Творец. Имя Сына Бога - Сын Бога. Он – родил всё сущее, потому Он - Род. Он выше всех, потому Он - Всевышний. Он сотворил (сварганил) земной мир и Сваргу, потому Он - Сварог.
В разные эпохи Он сходил к нам - Крышнем, Вышнем-Дажьбогом, Колядой.
Нисхождения Бога - суть Его Сыновья, единые с Ним. Суть Его проявления в земном мире. Через Свои образы Он являет нам Свою волю, являет Законы Прави.
Однако следует знать, что каждое из названных имён - суть описание одного из
Его качеств, а истинное имя Его, сочетающее все Его качества, - неизреченно.
Следует говорить так: имя Бога - Бог. Но мы называем Его и иными именами, и
так обращаемся к разным Его ликам, ибо "Бог - и един, и множествен" ("Книга
Велеса", Крынь, 9:3). И в этом множестве ликов Бога дана Правь.
Звёздный Закон - это Правь (Правило), коей подчинена Явь (мир явленный), и
Навь (мир духовный, посмертный). Само звёздное небо - суть Правь. Расположение
звёзд, движение планет и светил подчинено Прави - единому для всей Вселенной
закону. Познав Правь, научившись предсказывать небесные явления, научишься
предсказывать и явления земной жизни, ибо Прави подчинены и небо, и земля.
Явь, Навь и Правь - это три сущности, три силы, три лика Бога. Явь - это мир,
явленный Всевышним, рождённый Родом. Навь - мир духовный, посмертный, мир
пращуров и богов. Навь это мир, в котором пребывает Личность Бога до её
нисхождения в Явь, воплощения в земном мире.
Правь - это всеобщий Закон, управляющий миром, закон Бытия Мира и закон
Развития - то есть закон взаимодействия, взаимопроникновения, коловращения,
смены Яви и Нави. Его также называют законом Триглава, Яви-Прави-Нави, суть
которого раскрывают три Великих Закона Прави.
Первый закон Прави - это Закон Рода.

Закон Рода - суть закон Бытия, закон Существования Мира. Всевышний в образе Рода породил Вселенную - мир явленный и мир духовный. Род - это Бытие. Род родил, рождает и будет рождать Вселенную. Род отделил Бытие от Небытия, Явь от Нави, Правду от Кривды - и тем определил путь Прави. Только путь Прави ведёт к Всевышнему.
Символ Всевышнего Бога - Круг, означающий Солнце, бога Рода., источник-отп,
родник, род.
Бог - это Правь. Это - Тот, кто породил мир, кто является его причиной,
истоком и целью. Мир был рождён, а значит, у него есть Родитель. Те, кто
утверждают, что мир существовал всегда, то есть не был рождён, подразумевают
то, что исток бесконечно удален от нас. Но бесконечность - это иное имя
Всевышнего. В бесконечности - значит, у Бога. Он - сама Бесконечность. Он -
Безграничен. Он вне нас, потому для нас - ограниченных - Он недостижим. Но для
преображенных, вышедших за границы Бытия, шагнувших в инобытие, - Он Сущий.
И если даже мир, в котором мы ныне пребываем, имел начало ограниченное число
лет назад, то это значит, что Бог за этой границей, вне времени, а значит - во
всех временах. Он сам - Время. Он создал и начало, и продолжение, и границу.
В полноте своей Он недостижим и непознаваем ограниченным человеческим разумом.
Но человеку дано познать Его лики, Его воплощения на Земле, Его нисхождения.
Потому нет ничего более очевидного и доступного, чем Всевышний. Его свойства
таковы, что, даже отрицая Его Бытие, признают Его существование под другими
именами: Природа, Вселенная, Абсолют, Бесконечность, Первопричина и так далее.
Признают существование и Его ликов под именами - Жизнь, Смерть, Любовь, Добро, Зло и иными.
Возможности Всевышнего безграничны, потому Он является людям и Личностью, к
которой можно обращаться, к которой можно стремиться, которую можно и следует любить.
Человеку дана возможность осознать Законы изменения мира, понять Цель
существования Вселенной и своего собственного бытия. Осознав Цель Бытия,
человек вступает на Путь Прави.
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение Koliostro » Вт ноя 17, 2009 20:54

IraJu писал(а):А какой по языческому календарю ближайший праздник? Как отмечать? :)


http://slavyans.narod.ru/calendar/calendar.html :)
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение Koliostro » Вт ноя 17, 2009 20:55

Древний Славянский Календарь

Древний Славянский Календарь основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами, в каждом из которых Солнце проходит последовательно все 16 Чертогов за 180 Кругов Жизни. Это и есть сутки Сварога. (Кстати, 180 Кругов Жизни х 144 Лета = 25 920 Лет — это известный период обращения солнечной системы нашего Ярилы-солнца вокруг центра нашей галактики).

Круг Жизни содержит 144 Лета.

Лето — три сезона: Оусень, Зима и Весна — это одно Лето (отсюда в русском языке понятия: летопись, летоисчисление, сколько Вам лет? И т. д.)

Лето — 9 месяцев,

месяц — 41 или 40 дней (в зависимости от того нечетный или четный),

день — 16 часов,

час — 144 части,

часть — 1 296 долей,

доля — 72 мгновения,

мгновение — 760 мигов,

миг — 160 сигов (отсюда в русском языке «сигануть», т. е. быстро переместиться)

сиг — 14 000 сантигов.

Такая точность недостижима даже современными атомными хронометрами.

Новые сутки Сварога раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно.

Раньше (когда не было повсеместного использования часов) новые сутки начинались с заходом Солнца.

Термин «сутки» появился немногим более 110 тыс. лет назад. Причем слово «сутки» есть только в славянских языках. Ни в англ., ни во франц., ни в нем., ни в других языках этого слова нет. А этимология его проста: соТКать, сТыКовать — т.е. соединять вместе (ТК). О — У — переходные гласные. То есть СУТКИ — сотканные, состыкованные вместе день и ночь.

Сейчас сутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если бы и не спали, то все равно зафиксировать начало новых суток невозможно, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего.

Неделя состояла из девяти дней: понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Вспомните фразы из неисправленных «историками» сказок: «и на первую седьмицу он поехал в Град-столицу» (Конек-Горбунок), «вот осьмица уж прошла и неделя подошла» (Каменная чаша).

Все месяцы начинались в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц года начинается во вторник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться во вторник, а четные — в седмицу. Поэтому тот календарик, который мы сегодня носим с собой и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше содержал всего две таблички: одну — для нечетных месяцев, другую — для четных.

Все годы Круголета Числобога всегда начинались в строго определенные дни недели.

Многие элементы Славянского Календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых, к сожалению, уже забылись. Например, Великая тризна, то есть поминовение умершего родственника, совершается через неделю (9 дней) и через месяц (40 дней), то есть на девятый и сороковой день.

Семь месяцев вынашивает мать чадо во чреве своем и сорок сороков (сорок месяцев) потом кормит его грудным молоком.

А через сорок сороков (или четыре лета и четыре месяца) после рождения первого ребенка у женщин наступает период жизненного совершенствования, в результате чего она становится Ведающей Матерью или ВедьМой.

Через 369 недель после рождения человека начинается период его Духовного Обучения, ибо в девять лет происходит первое Великое приобщение к Древней Мудрости Богов и Предков.

Когда же детям из Славянских Родов исполнялось 12 лет (108 месяцев) и они достигали роста 7 пядей во лбу (124 см), для детей начинался новый этап в жизни. В 108 месяцев (или в 12 лет) наступает совершеннолетие человека, и он проходит обряды Совершеннолетия и Имянаречения, после чего мальчиков начинают обучать родовым ремеслам и воинскому искусству.

А еще через 108 месяцев, то есть в 24 лето, он, принимая Духовное освящение Священным Огнем, познает истинный смысл бытия своего Рода и истинное значение Родового имени.

В 33 лето наступает время Духовного совершенствования.

А в 369 месяцев или в 41 лето начинается эпоха Духовного Озарения.

Девушка могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета. До этого срока она вестует — познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию, а в 16 лет — заканчивает вестовать и становится НеВестой.

Повсеместное использование древнего Славянского Календаря прекратилось, к сожалению, когда Петр I ввел иностранный календарь.

Соответственно современный календарь был усложнен в угоду политическим интересам.

Неделя укоротилась до семи дней, в угоду почитателям лунного культа. Количество месяцев в году возросло и их названия изменились.

В настоящее время, если мы пользуемся современным календарем, то правильнее будет его применять только для событий последних трехсот лет. А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года. Иначе возможно неправильное толкование нашей летописи, культуры, традиций и обычаев.
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение IraJu » Вт ноя 17, 2009 21:02

KoliOstro
25 -Марена
Что за Марена такая?
Ira initium insaniae est
Аватара пользователя
IraJu
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 6739
Зарегистрирован: Вт июн 23, 2009 14:29
Откуда: Ставрополь

Сообщение Koliostro » Вт ноя 17, 2009 21:12

IraJu писал(а):KoliOstro
25 -Марена
Что за Марена такая?


Марена, Марана, Морена, Маржана, Маржена - в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощениями смерти (Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян М. называлось соломенное чучело - воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали - ср. Куполу, Кострому и т. п.), что призвано было обеспечить урожай. В западнославянской мифологии известны сезонное божество Маржана, отождествляемое польским хронистом 15 в. Я. Длугошем с римской Церерой; Морана, отождествляемая в глоссах из «Mater verborum» с Гекатой, чеш. Магепа (по описаниям ритуалов 14 в.), словац. Morena, Muriena, Ma(r)muriena (в вост.-слав. традиции ср. укр. М.- соломенное чучело, рус. былинную ведьму Маринку и др. персонажи с фонетически сходными именами). Словацкие формы с удвоением Ma(r)muriena делают возможным лингвистическое сопоставление с древнейшими италийскими формами Марса, первоначально имевшего аграрные функции,- др.-лат. Marmor, оскское Маmers и т. п.; ср. римский обычай изгнания старого Марса (Mamurius Veturius) 14 марта.
(Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.)
http://dracodormiens.ucoz.ru/publ/1-1-0-1 :)
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение IraJu » Вт ноя 17, 2009 21:19

Не весело. И что делалать нужно?
Я помню, что никто не навязывает никаких там действий и обрядов, но все же, что делали древние в этот день?
Марена почиталась?
Ira initium insaniae est
Аватара пользователя
IraJu
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 6739
Зарегистрирован: Вт июн 23, 2009 14:29
Откуда: Ставрополь

Сообщение Koliostro » Вт ноя 17, 2009 21:41

IraJu писал(а):Не весело. И что делалать нужно?
Я помню, что никто не навязывает никаких там действий и обрядов, но все же, что делали древние в этот день?
Марена почиталась?


Смерть, смертное начало в природе: гибель света, Солнца, животворных времен года и наступление мертвящей зимы. И именно поэтому древние славяне столь страстно пытались "победить" Морену с помощью огня и света. Люди пытались поучаствовать в космической битве жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла.

Лучшее тому свидетельство - древние обряды славян. Один из них, самый, наверное, древний и самый красочный праздник Ивана Купалы сопровождался еще сравнительно недавно изготовлением соломенного чучела, нарекаемого народом Мореною. Сжигание Морены - соломенного чучела происходило и на Масленицу.

Во время огненных действ существовал обычай катать зажженные колеса, символизирующие Солнце и изгоняющие холод Смерти.

Например, в русских деревнях (заметим - вплоть до XIX в.) практиковался обряд отпугивания Смерти-Морены. В урочную ночь старые и молодые женщины, вооружившись метлами, кочергами, ухватами и прочей утварью, гонялись по огородам за невидимым призраком, во весь голос посылая проклятья в адрес Морены 1.

Выходит, Мара-Морена - это Смерть, неизбежное зло... Но я вновь и вновь задаюсь вопросом: и это все? Да нет, далеко не все. Сами по себе подобные рассуждения, вроде бы, и убедительны, но применительно к образу богини - более чем односторонни и поэтому неверны.

За грозным "Морена" нашему уху слышится более привычное: Марья, Мария. Как известно даже младенцам, в христианстве имя Мария носит мать Спасителя, давшая жизнь Христу и олицетворяющая светлые силы созидания.

Правда, академическая наука полагает, что это имя образовано от древнеиудейского "тага" - противиться, отвергать, а русские, мол, усвоили его после крещения Руси.

Так, да не так. Ибо я опять напомню, - как же тогда быть с Марой-Мореной? Этот языческий образ возник внутри славянского сообщества задолго до каких бы то ни было контактов с семитскими народами! Скорее, все было с точностью до наоборот: это древние иудеи позаимствовали имя Мария у наших предков, а исконно своими считают как раз его варианты - Мириам, Мирра. К тому же русский язык дает и истинный ключ к пониманию смысла этого имени. Что за ключ? - спросите вы.

Есть в древнерусских сказках персонаж - Марья Моревна, прекрасная королевна. Образ древний, восходящий к образу Великой Богини-Матери эпохи матриархата. Она не только прекрасная, но и сильная женщина, могучая богатырша и предводительница войска.

("...Лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: "Коли есть тут жив человек - отзови-ся! Кто побил это войско великое?" Отозвался ему жив человек: "Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна"".)

Сказка! - скажете вы, - которая не имеет никакого отношения к деве Марии. Да как вам сказать. В христианских духовных песнопениях часто в связи с упоминанием имени Пречистой Девы говорится о том, что она чистотой жизни своей, подвигом жизни своей победила Змия, совратившего в раю Еву.

И что же мы видим в языческой русской сказке? В доме у Марьи Моревны томится прикованным на двенадцати цепях тот самый Змий/Дьявол-искуси-тель Евы. Правда, ему, согласно сказке, нельзя давать пить вволю. Иначе обретет он силу, разорвет цепи и вырвется на свободу, а уж в противостоянии один на один с ним никому не справиться. До каких же тонкостей доходит языческое сознание в изображении противоборства Личности и Дьявола!

Более того, как я уже вскользь упоминала, Марья Моревна изначально воспринималась как воплощение той, кто обладает властью над всеми божественными силами - Великой Богиней-Матерью, то есть Богоматерью.

Следовательно, выстраивается удивительнейшая цепочка: Мара-Морена=Смерть=Марья Моревна= Мария рождает в дар людям сына (Спасителя), который символизирует собой Спасение, Воскресение, Жизнь и победу над Смертью.

Вот и получается извековечное "смертью смерть поправ", то есть Мореной/Смертью поправ идею Вечного Небытия и Тления.

Но вот что еще любопытно: в образе Морены/ Марьи Моревны просматривается сразу несколько пластов. Есть в этом имени нечто "морское": живет-то она на "Море-Окияне".

Я предлагаю вам немного "поиграть в слова": по-латыни "море" звучит как "mare", а "смерть" как "mortis"; и взаимосвязано все это опять же с многозначной лексемой mar в санскрите. Зато немецкое "теег"/"море" по своей вокализации практически совпадает с названием Вселенской горы Меру - священной горы человеческой прародины.

Вы спросите, при чем здесь Смерть-Морена? А она и есть образ вселенской горы - космологического символа арийских (в том числе и славянских) народов земли. И означает она одновременно и Вселенную, и род людской, и справедливость-"меру", и конец жизни = смерть, мор.

Помните, я говорила, что живет Морена=Марья Моревна на "Море-Окияне"?
Говорила я об этом не случайно. Дело в том, что, согласно древнеарийской философии, существует бесчисленное множество миров. Каждый такой мир напоминает плоский диск, окруженный океанской водой. И в самом центре океана находится гора (Су)Меру=(С)Мерть. И олицетворяет она вечный круговорот умирания и воскрешения.

Эта гора утраченной прародины имела форму усеченной пирамиды. Кто из людей не стремится вернуть утраченное, вернуться к истокам? Вот и древнеславянские племена стремились и строили... усеченные пирамиды, искони веков называя их марами!

Особенно распространены мары на Русском Севере. На крутых берегах служат они "темными маяками", а в горах - путевыми ориентирами, что указывали дорогу к утраченной прародине с горой Меру1, к утраченной Морене.

Вы спросите: почему же имя вселенской горы Меру, символ бессмертия, породило семантическое и лексическое гнездо понятий, связанных со "смертью"?

Тут можно предложить сразу две версии.
1. Смерть - всего лишь ступень при переходе к бессмертию в иной жизни.
2. Гора Меру располагалась на Севере, и после вселенской катастрофы скрылась подо льдом в океанической пучине. Так гора Меру/Морена превратилась в символ смерти. Морена - воплощение смерти - сама не смогла избегнуть гибели...

Мой личный миф Морены
Мара-Морена=Вселенная, Мара-Морена=Судьба, Мара-Морена=Женщина, Мара-Морена=Смерть... - все это можно назвать общественными "раскопками" археологических напластований мифологического мышления, но у каждого человека (помимо "скелетов в шкафу", как говорят англичане) есть свой собственный миф. Есть он и у меня.

В моем мифе Морену зовут Маринкой, "чародей-ницей", "колдуньей". (И ничего пугающего в этом нет: дело в том, что в ряде областей Мара-Морена в купальских обрядах заменялась так называемым деревом Марины, вокруг которого эти самые обряды и совершались.) А сам миф обрел название былины о Добрыне и Маринке.

Сам былинный текст таков:
Гулял как-то раз Добрыня по городу Киеву, завернул в малый переулочек, где жила злодейка Маринка Игнатьевна - чародейница, ненавистница. На окошке терема ее прекрасного, скатным жемчугом изукрашенного, сидят два сизых голубя, смотрят вниз. Вскинул Добрыня свой тутой лук - запела шелковая тетива, просвистела каленая стрела, да оступился Добрыня на правую ногу, не попал в сизых голубей, а попал в косящатое окно. Проломила стрела стекольчатую окончину, улетела в Маринкин терем, разбила ее зеркало хрустальное.

Вышла Маринка на высокое крыльцо, увидела Добрыню, стала ему грозить: "Изведу я тебя, как извела многих молодцев". Отвечает Добрыня: "Не твой я кус, не тебе меня съесть. А и съешь, так подавишься". Сказал - пошел прочь с Маринкиного двора. Тут Маринке за беду стало, за великую обиду показалося.

Принесла Маринка беремя дров, затопила печку муравленую, бросила в огонь Добрынины следы, сама стала приговаривать: "Сколь жарко дрова разгораются со теми со следами молодецкими, разгорелось бы сердце молодецкое у молодца Добрыни Никитича". В тот же час взяла Добрыню тоска - пуще булатного ножа. Не ест Добрыня, не пьет, ночью ему не спится - еле дождался белого света. Хотел Добрыня пойти в Божью церковь, да свернул на Маринкин двор. Поднялся на высокое крыльцо, постучал в дубовую дверь.

А Маринка из-за двери отвечает: "Уходи прочь, деревенщина!" Тут Добрыня рассердился, ухватил бревно в обхват толщины, вышиб двери дубовые, вошел в Маринкин терем. Стала она ворожить - обернула Добрыню гнедым туром. Рога у него золотые, копыта чистого серебра, шерсть - рытого бархата. Пустила Маринка Добрыню в чистое поле. Обернулась сама Маринка ласточкой-касаточкой, полетела в чистое поле, села Добрыне на правый рог и спрашивает: "Не прискучило ли тебе, Добрынюш-ка, в поле гулять? Не хочешь ли, Добрынюшка, жениться, меня, Маринку, взять за себя?" Отвечает Добрыня: "Коли возьму я тебя, Маринка, замуж, так отплачу за все твои злодейства!" Маринка тем словам не поверила, обернула Добрыню добрым молодцем. Воротилися они в Киев, столы столовали да пиры пировали, а как пришло время спать ложиться, взял Добрыня острую саблю - и снес Маринке буйную голову. Развел Добрыня палящий огонь и сжег Маринкино белое тело.

Скажете, сказка? Но что-то не хочется мне вслед за нашими исследователями-фольклористами называть победу Добрыни над Маринкой уничтожением воплощенного зла (сам-то герой ведет себя откровенно недостойно). Для меня это миф несостоявшегося Союза и несостоявшегося Обретения мудрости. Потому что ради обретения мудрости, чуткости жизни Добрыне следовало встретиться с тем, что он больше всего боится. Другого выхода у него не было, он должен был полюбить Маринку=Морену=Великую Богиню Смерть.
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение Koliostro » Ср ноя 18, 2009 15:17

Всегда готов к вопросам людей действительно интересующихся Славянским фольклором и религией. :)
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение IraJu » Ср ноя 18, 2009 15:55

KoliOstro
Спасибо, правда очень интересно.
Миф тоже красивый, и с толкованием автора согласна.
Не согласна с толкованием имен и "игры" эти мне как-то не очень. Разве это важно кто у кого что заимствовал и что раньше где появилось? Сходно звучащих слов и имен очень много. Тут и Ирину за уши притянуть можно :wink:
Ira initium insaniae est
Аватара пользователя
IraJu
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 6739
Зарегистрирован: Вт июн 23, 2009 14:29
Откуда: Ставрополь

Сообщение Koliostro » Ср ноя 18, 2009 16:23

IraJu писал(а):Тут и Ирину за уши притянуть можно

Что то в этом есть...... :) Но это ведь имхо..... а значит простительно :)
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

Сообщение Snegka » Ср ноя 18, 2009 17:05

IraJu писал(а):Что за Марена такая?

Богини и цветы ( венок сонетов)

Какой Богини хрупкая слеза
Скатилась вниз, в хрустальную криницу?
Лазурен взор прекрасной Заряницы,
У Ночи изумрудные глаза…
Хочу рукой потрогать небосвод
И тоже быть бессмертной и беспечной,
В ладье небесной плыть по речке млечной,
Увидеть ночь и огненный восход!
К златому Солнцу руки протянуть
С ним вместе встретить розовое утро,
Чтобы опять вступить на горний путь,
Любуясь, как сквозь дымку нежных грёз
В ковре травы сверкает перламутром
Роса, а может, свет небесных слёз.

Сонет 1-й. Перуница

Какой Богини хрупкая слеза
Упала на бутон прекрасной розы?
Быть может, дождь пролил над садом слёзы,
И этот след оставила гроза?
Я увидала: в горней вышине
Несли по небу кони колесницу,
А в ней летела Дева-Перуница,
Сверкая ликом в молнии огне.
Улыбкою утихомирив грозы,
По саду я гуляла, не спеша,
И аромат вдыхала нежной розы.
А в небе умывалась Перуница,
Смеясь, и капля из её ковша
Скатилась вниз в хрустальную криницу.

Сонет 2-й. Царица Вода

Скатилась вниз в хрустальную криницу
С седых небес вечерняя звезда,
И той звездой Великая Вода
В тиши свою украсила десницу.
Потом Богиня Утренней Зари
В кринице чистой очи умывала,
Узрев звезду, Воде она шептала:
«Вода, сестрица, перстень подари!»
И с нежных рук Вода кольцо снимала –
Звезда отныне лотосом цветёт,
А раньше в небе искрою сверкала.
И тем цветком любуются сестрицы:
Печален взор Властительницы Вод,
Лазурен взор прекрасной Заряницы


Сонет 3-й. Заря-Заряница

Лазурен взор прекрасной Заряницы,
Она летит, не ведая преград,
Плащом за нею стелется закат,
И полыхают алые зарницы.
Гой, Заряница, Солнышка любовь!
Когда танцуешь в небе ты на воле,
То мнится, словно маковое поле
Цветёт меж нежно-алых облаков!
Любуюсь танцем огненным твоим,
Но исчезаешь снова ты куда-то,
И образ твой опять недостижим.
В твоих лучах зарделася лоза,
Я вижу в дымке алого заката -
У Ночи изумрудные глаза.

Сонет 4-ый. Ночь

У Ночи изумрудные глаза,
А крылья цвета чёрного агата,
Она приходит в зареве заката,
И тает в дымке неба бирюза.
И самая прекрасная звезда
За месяцем плывёт по небосводу.
Смеётся Ночь, кидает звёзды в воду,
Глядясь лукаво в зеркало пруда.
Прекрасен сей божественный полёт!
И там, куда звезда с небес упала,
Прекраснейшая лилия цветёт.
Играют звёзды в отраженье вод,
Но мне красы лилейной слишком мало -
Хочу рукой потрогать небосвод!

Сонет 5-й. Русалка Рось

«Хочу рукой потрогать небосвод,
Растаять в милом взоре васильковом,
Ведь может быть и благостным альковом
Удел святой небесных воевод!» -
Так думала в тиши Русалка Рось,
Мечтая о суровом Громовержце,
Но вещий глас из звёздного ковчежца
Губил надежду, возвещая: «Брось!
Вам не скуёт Сварог венцы златые,
Перуна ты не сможешь позабыть,
Пройдут в печали годы молодые,
Любовь Богов, поверь, не будет вечной».
Но ей хотелось искренне любить,
И тоже быть бессмертной и беспечной.


Сонет 6-й. Снегурочка

И тоже быть бессмертной и беспечной
Хотелось мне весеннею порой,
Когда ломался лёд, и шёл горой
По речке голубой и скоротечной.
Сошли снега, Ярилы ясный свет
Помог от стужи зимней отогреться,
Его любовь в моём раскрылась сердце,
Как молодой и яркий первоцвет.
Мне суждено в лучах его растаять,
Но я не плачу – долгие года
Любви моей храниться будет память.
Мне суждено опять воскреснуть вечной
И с Велесом великим иногда
В ладье небесной плыть по речке млечной.

Сонет 7-й. Марена

В ладье небесной плыть по речке млечной
И любоваться отблеском зарниц
Из-под густых серебряных ресниц
Отрадно Маре. Но убойся, встречный,
Когда к тебе с серебряным серпом
Вдруг подойдёт Великая Богиня.
Коснётся, тихо повторяя имя,
Твоих очей отравленным цветком.
Ты ждал сегодня деву, но не ту -
С Богиней тёмной спорить не посмеешь,
И подойдёшь к Калинову мосту.
То в царство Нави заповедный вход,
Но ты ещё наверное успеешь
Увидеть ночь и огненный восход!

Сонет 8-й. Мерцана

Увидеть ночь и огненный восход
Мечтает вновь прекрасная Мерцана,
Но скрыто небо дымкою тумана,
И пелена над ликом тёмных вод.
Она плетёт из ирисов венок,
У убирает огненные косы,
А на траву уже спадают росы,
И засыпает ласковый цветок.
Она и завтра вновь придёт сюда
Плести венок, а после – будь что будет!
Дрожит неслышно зеркало пруда…
И ей уже пора в обратный путь,
Но на прощанье дева не забудет
К златому Солнцу руки протянуть.


Сонет 9-й. Лада

К златому Солнцу руки протянуть,
О, это величайшая отрада!
По Ирию неспешно ходит Лада –
Жена Сварога, Женственности суть.
В лучах её небесной красоты
Сияет солнце, и смолкают грозы,
И преклоняют ландыши и розы
Пред ней свои чудесные цветы.
Она смеётся, и не могут Боги
Пред этою улыбкой устоять,
Ликуют все небесные чертоги!
На мужа глядя ласково и мудро,
Спешит Богиня, чтоб его обнять,
С ним вместе встретить розовое утро.

Сонет 10-й. Жива

С ним вместе встретить розовое утро
В душистых незабудковых лугах,
И почивать на скошенных стогах
Рукою гладя огненные кудри,
Мечтала Жива, глядя на Даждьбога,
Что ехал в колеснице золотой
И освещал десницей шар земной.
Ждала его Богиня у порога.
Под вечер к ней спустился Солнцебог,
Прижал к груди своей, нацеловаться
С супругой нежной долго он не мог.
Как сладко с Живой милою уснуть!
И только утром нужно расставаться,
Чтобы опять вступить на горний путь.

Сонет 11-й. Леля

Чтобы опять вступить на горний путь,
В молочной речке умывалось Солнце,
Смеясь, плескало в Лелино оконце,
В высокий терем силясь заглянуть.
Но были думы девичьи чисты,
Она смеялась нежно и чуть слышно,
И на ветру дрожали светлой вишни
В её руках нежнейшие цветы.
Так, улыбаясь быстрому ручью,
По бережку богиня проходила,
И пела песню нежную свою.
И сквозь листву трепещущих берёз
Глядела в высь на вешнего Ярилу,
Любуясь, как сквозь дымку нежных грёз.

Сонет 12-й. Макошь

Любуясь, как сквозь дымку нежных грёз,
На мир земной, и ведая, что будет,
Пряла Богиня Макошь нити судеб,
Вплетала в них порой то жемчуг слёз,
То красоту и радость сердолика,
То злата горсть, то струны серебра,
Была Судьба не зла, и не добра -
Величие её святого лика
Неведомо ещё обычным людям.
Но каждый раз горит пожар в крови,
Как о судьбе цветок пытать мы будем.
Ромашки лепесток румяным утром,
Как верный знак удачи и любви,
В ковре травы сверкает перламутром.

Сонет 13-й. Плеяна

В ковре травы сверкает перламутром
Кольцо одной из ласковых плеян,
И этот свет пробился сквозь туман,
И гонит тьму до наступленья утра.
Но кто из нежных дочек Светогора
Вниз уронил волшебное кольцо?
На чьё из них узорное крыльцо
Гонец с пропажей сей прибудет скоро?
Средь ярких звёзд небесной красоты
Рыдает горько ясная Плеяна,
И слёзки превращаются в цветы,
Но плакала богиня не всерьёз,
И ландышами светится поляна -
Роса, а может, свет небесных слёз?

Сонет 14-й. Слеза Богини

Роса, а может, свет небесных слёз
Ирийский сад ночами освещает,
И над цветами лик луны мерцает,
И серебрятся веточки берёз.
Прекрасно всё, куда ни кинешь взор:
Сверкают звёзды в полуночной сини,
Садятся кругом дивные Богини
И затевают долгий разговор.
Нечасто вместе им дано побыть,
И ночки той бывает очень мало,
Есть от чего бессмертным загрустить.
К утру всё ярче неба бирюза.
На землю, как звезда, с небес упала
Какой Богини хрупкая слеза?

:)
Аватара пользователя
Snegka
Вождь нации
 
Сообщения: 17749
Зарегистрирован: Вт янв 20, 2009 23:21
Предупреждения: 1

Сообщение Koliostro » Ср ноя 18, 2009 22:55

Snegka
:good: yess :) :Rose: thank_you2
Аватара пользователя
Koliostro
Граф
 
Сообщения: 10960
Зарегистрирован: Вт июл 28, 2009 12:32
Откуда: Из формулы любви

След.

Вернуться в Религия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1